Некоторые сектанты (особенно хариджиты) любят обвинять того, кто не принимает аяты и хадисы в их передаче: дескать, он не верит Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) или не желает подчиняться Ему. Для ответа им вполне достаточно слов Всевышнего Аллаха:
«О те, которые уверовали! Если нечестивец придёт к вам с вестью, то разузнайте (или проверьте её), чтобы не поразить по незнанию (безвинных) людей...» (Коран, 49:6).
Если Творец предостерёг нас от того, чтобы верить таким людям в мирских делах, то что тогда говорить о религии? Как говорил один из поздних ханбалитских учёных Мансур бин Юнус аль-Бухути:
«Недопустимо, чтобы судьёй был тот, чьи слова не принимаются, и необходимо разузнать (истину, когда он вынес) решение — потому что не дозволяется неверному или грешнику быть свидетелем, и тем более он не может быть судьёй. (Также судья обязан быть) слышащим, потому что глухой не слышит слова двух противников; видящим, потому что слепой не отличает истца от ответчика и доказывающего (правду) от того, кому доказывают; говорящим, потому что немой не может произнести слова, (вынося) решения, а большинство людей не понимают его знаков» («Шарху мунтаха-ль-ирадат», 3/492).
Разумеется, это не значит, что те имамы и правители мусульман, которые впали в нечестие, должны немедленно лишиться своей власти:
"Ибн аль-Араби сказал: «Удивительно то, что аш-Шафи'и и ему подобные дозволяют предводительство (имамство) грешника. Как может быть верным то, что (человеку), которому не доверяют даже малую часть имущества, стоит доверить кантар религии?» Однако, поистине, это является основой: если обладатели (власти над мусульманами) молятся вместе с людьми, а их вера испортилась, то не следует оставлять молитву позади них. <...> Что же касается его постановлений, если (нечестивец) является правителем, то из них (необходимо) выполнять те, которые совпадают с Истиной, и отвергать те, которые противоречат ей" («аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан» аль-Куртуби, 16/283-285).
Таким образом, если какой-то мусульманин, лживость и двуличие (либо слепая преданность заблудшим идеологам) которого не вызывают сомнений, процитирует неизвестный мне ранее хадис, то я имею полное право не верить ему, несмотря на все его клятвы — не от равнодушия к приказам и запретам Аллаха, а просто потому, что на нём Ислам клином не сошёлся. Хвала Аллаху, по Его милости в нашей умме рождаются и будут рождаться праведники, противостоящие мраку лжи и нечестия — так что любой искренний мусульманин всегда сможет узнать верное мнение из их рук.
Читайте также:
О фанатиках и фанатизме
Об учёных Ислама
Доверяй, но проверяй!
Хадис о лживом правителе
Вкратце о сектах Ислама
И да благословит Аллах Своего Пророка, его семью, сподвижников и тех, кто следует их путём.