russ_muslim (russ_muslim) wrote,
russ_muslim
russ_muslim

Category:

Толкование аята «Нун»

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Всевышний Аллах сказал:

«Нун. Клянусь Пером (или письменной Тростью) и тем, что они (ангелы) записывают!» (Коран, 68:1-2).

Комментарии Ибн Кясира:

"Некоторые сказали, что смысл Его слова «Нун» — громадный кит, плывущий по огромному океану и несущий на себе семь земель; так говорил имам Абу Джа'фар бин Джарир (ат-Табари).

Ибн Башшар поведал нам... от Ибн Аббаса, что тот сказал:

«Первым из того, что создал Аллах, было Перо, которому Он сказал: “Пиши!” (Перо) спросило: “Что же мне написать?” Он сказал: “Напиши судьбу (всего)”. Тогда оно поспешило (написать) обо всём, что будет с того дня вплоть до дня наступления Часа. Затем Он создал Нун и поднял водяной пар, из которого растеклось небо и расстелилась земля по спине Нуна. Тогда Нун заволновался, и земля начала шататься, но (Аллах) укрепил её горами, которые вознеслись над землёй».

<...> ат-Табари сообщил от... Ибн Аббаса, что тот сказал:

«Поистине, первой вещью, которую создал мой Господь, велик Он и могуч, было Перо. Потом Он сказал ему: “Пиши!” И оно написало всё, что будет происходить до того, как наступит Час. Потом Он сотворил Нуна на воде и придавил землёй».

ат-Табарани передал от... Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха сказал:

«Первым из того, что сотворил Аллах, были Перо и Кит. Он сказал Перу: “Пиши!” Оно спросило: “Что мне написать?” Он ответил: “Всё, что будет происходить до Дня воскресения”. Потом Аллах произнёс: “Нун. Клянусь Пером и тем, что они пишут”. И Нун — это кит, а Перо — это Перо»" («Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым», 8/184-185).

Первый из перечисленных хадисов Ибн Аббаса передали также Ибн Аби Шейба, Абду-р-Раззак, Ибн Аби Хатим, аль-Байхакы и аль-Хаким. аль-Хаким признал его достоверным по условиям аль-Бухари и Муслима, и с этим согласился аз-Захаби (см. «аль-Мустадраку аля-с-сахихайн», 2/540).

В ответ на злорадные вопли врагов Ислама сразу же скажу, что никаких достоверных слов Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) по поводу аята «Нун» вы не найдёте. Что касается хадиса, который Ибн Кясир привёл, сославшись на ат-Табарани, то сам знаменитый хадисовед сказал о нём:

«Никто не возвёл (этот хадис к Пророку) в передаче Хаммада бин Зайда, кроме Муаммиля бин Исмаила» («аль-Му'джаму-ль-кябир», 11/433).

Муаммиль же часто ошибался, из-за чего, к примеру, аль-Бухари считал неприемлемыми хадисы в его передаче (см. «Сияру а'лями-н-нубаля» аз-Захаби, 10/111 и «Маджма'у-з-заваид» аль-Хайсами, 7/128).

Это во-первых. Во-вторых, от того же Ибн Аббаса известны и другие толкования этого аята:

"Передал ад-Даххак от Ибн Аббаса: поистине, «Нун» — последняя буква из букв (слова) «Милостивый» [«ар-Рахман»]" («аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан» аль-Куртуби, 18/206; об этом же обмолвился ат-Табари в своём тафсире, 23/524).

Также есть слабый хадис от Абу Хурайры (о чём упомянул и Ибн Кясир), который слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Поистине, первая вещь, которую сотворил Аллах, могуч Он и велик, было Перо, потом Он создал Нун, и это — Чернильница» (его передали Ибн Асакир, Ибн Батта и Абу Бакр аль-Аджурри, однако Ибн Ади и аз-Захаби назвали хадис недостоверным).

И если критики суннитских тафсиров Корана упорно цепляются за слабый хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в передаче ат-Табарани (см. выше), то почему они не обращают внимания на другой его слабый хадис — что под «Нуном» надо понимать Чернильницу?

Вот ещё мнения ранних имамов на сей счёт:

"Сказали Ата и Абу-ль-Алия: это — начало Его имён «Защитник» [«Насы́р»], «Свет» [«Нур»] и «Оказывающий помощь» [«На́сыр»]. Мухаммад бин Кя'б сказал: Аллах Всевышний поклялся Его помощью для верующих. <...> Джа'фар ас-Садик сказал: это — река из рек Рая, которую называют «Нун»" («аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан», 18/208).

"Поведал нам Ибн Абди-ль-А'ля... от аль-Хасана (аль-Басри) и Катады, что они сказали о Его слове «Нун»: «Это — Чернильница».

<...>

...передал Му'авия бин Курра от своего отца, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал об (аятах) «Нун. Клянусь Пером и тем, что они пишут»: «Это — Скрижаль из света, (по которой) бежит (Перо, записывая) все события до Дня воскресения»" («Тафсиру-т-Табари», 23/525).

Повторяю, что ни в Коране, ни в достоверных словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нет ни единого упоминания о ките, который якобы был создан Аллахом вслед за Пером. Личные же мнения мусульман (даже среди сахабов) в этих вопросах могут быть ошибочны — кроме тех случаев, когда с каким-то мнением согласились все или подавляющее большинство ранних учёных (см. Ошибки исламских учёных). Здесь, как видим, никакого единодушия нет и в помине. Разве может кто-то после этого доказывать, что мусульмане поголовно верили и верят в землю на спине кита?

Вот вам для сравнения:

«...ибо Он основал её (землю) на морях и на реках утвердил её» (Псалтырь, 23:2);

«...утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его» (Псалтырь, 135:6).

То есть Земля, по Библии, покоится на воде, что подтверждает, к примеру, Иоанн Златоуст:

"И вот, что особенно дивно и чудно: Тот, Кто теперь словом Своим возбудил землю к произращению столь многочисленных семян и в этом показал Своё могущество, превосходящее ум человеческий, эту самую землю, тяжёлую и носящую на своём хребте такой мир, основал на водах, как говорит пророк: «утвердил землю на водах» (Пс. 135:6). Какой человеческий ум в состоянии постигнуть это? Когда люди строят дома и хотят положить основание, то сперва копают землю, и если, опустившись в глубину, увидят хотя немного воды, стараются всю её вычерпать и потом уже полагают основание; но Творец всего создаёт всё не так, как люди, дабы ты и из этого познал неизречённую Его силу и то, что, если Ему благоугодно, то и самые стихии, повинуясь велению Создателя, производят противное их естественному действию" (Беседы на книгу Бытия, 12/2);

"Все согласятся, что по естественному порядку вода должна носиться поверх земли, а не земля на водах, потому что земля, будучи густа, жёстка, упруга и плотна, легко может держать на себе воду, а вода, будучи жидка и удобоподвижна, мягка и текуча, и уступчива всяким напорам, не могла бы поддерживать ни одного тела, даже и самого лёгкого; часто она, при впадении малого камешка, уступает и даёт ему место, и пропускает его в глубину. Поэтому, когда увидишь, что носится поверх воды не малый камешек, но вся земля, и не погружается; то подивись силе, так сверхъестественно чудодействующей. А откуда это видно, что земля носится поверх воды? Пророк говорит об этом так: «той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть» (Пс. 23:2); и опять: «утвердившему землю на водах ея» (Пс. 135:6). Что говоришь? Малого камешка вода не может снести на своей поверхности, а носит такую землю, и горы, и холмы, и города, и растения, и людей, и бессловесных – и (земля) не погружается. Что говорю – не погружается? Как она, будучи столь долгое время омываема снизу водою, не расплылась, и вся не превратилась в грязь? И деревья, пробыв несколько времени в воде, загнивают и разрушаются; и что говорю – деревья? Что может быть крепче железа? Но и оно часто слабеет, когда постоянно остаётся в воде: и весьма естественно, потому что и оно имеет происхождение от земли. Вот почему многие беглые слуги, когда убегут в оковах и цепях, пришедши к протокам воды, и положив в неё скованные ноги, и сделав чрез то железо мягче, ударяют его камнём и так легко ломают. Так от воды и железо умягчается, и деревья гниют, и камни разрушаются, а такая громада земли столько времени лежит на водах – и не погрузилась, не разрушилась, не погибла!" (Беседы о статуях, 9/3).

Читайте также: Ислам и естествознание

И хвала Аллаху, Господу миров.
Tags: Вопросы вероучения, Неисламские религии, Ответ критикам Ислама, Почему Ислам?, Праведные предки, Христиане
Subscribe

  • Совесткая армия и насилие над немками

    Пробежал глазами по электронному тексту книги Марты Хиллерс «Женщина в Берлине», которую Абаканский городской суд Хакасии на днях внёс в список…

  • Жизнь за стеклом

    Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! В связи с инициативой о массовом внедрении QR-кодов мне припомнилась статья одного уфимского публициста,…

  • О войнах, военной службе и военных победах

    Почему я вновь и вновь возвращаюсь к этой теме? Да потому, что основной религией «русского мира» сегодня являются не христианство и даже не культ…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments