Category:

О ночной молитве

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Наилучшая молитва после предписанной (т.е. обязательной) — молитва глубокой ночью» (Муслим).

Причина этого — в том, что днём человек занят мирскими заботами, ночью же он может всецело посвятить свои разум и сердце Всевышнему Аллаху, как говорит Сам Творец:

«Поистине, бдение (т.е. молитвы) ночью сильнее по воздействию (на душу) и яснее по речи. Воистину, днём ты, (Пророк), подолгу занят. Поминай же имя Господа твоего и посвяти себя Ему полностью» (Коран, 73:6-8).

Также Он сказал:

«Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. Они отрывают свои бока от постелей, взывая к их Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Коран, 32:15-16).

«Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении» (Коран, 51:17-18).

Т.е. достоинство добровольной ночной молитвы ещё и в том, что человек ради Аллаха преодолевает сон и лень, заставляя себя умыться и исполнить намаз. Также эти молитвы наиболее далеки от показного благочестия (см. Искренность в Исламе).

Именно поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, высоко ценил молитву витр (между вечерним и утренним намазами) и не пренебрегал ей, даже находясь в пути, как передал Ибн Умар:

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал витр верхом на верблюде» (аль-Бухари, Муслим).

«Сказал ат-Тахави, упомянув это от куфийцев, что витр не совершается на верховом верблюде. Однако это противоречит установленной Сунне» («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 2/488).

С другой стороны, витр намаз носит добровольный характер (вопреки мнению ханафитов):

«Достоверно известно от Пророка, что он совершал добровольные молитвы и витр на верблюде. Это ставит витр вне рамок обязательных действий. И это — Сунна, о которой не знал Абу Ханифа, не дозволявший никому делать витр на верховом животном или в паланкине; для него это было неприемлемо без уважительной причины» («аль-Истизкяр» Ибн Абди-ль-Барра, 5/272-273).

«Учёные единогласны, как это передал кады Ияд, в том, что обязательная молитва не совершается верхом на животном без уважительной причины — такой, как страх или болезнь!» («аль-Муфхим» аль-Куртуби, 2/342).

Также Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа передали слова Али бин Аби Талиба:

«Поистине, витр не вменён в обязанность, подобно предписанным (ежедневным) молитвам, однако является обычаем, который установил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха» (достоверность подтвердил Ибн Хузейма. См. «Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 11/227).

Похожие слова произнёс и Убада бин Самит, да будет доволен им Аллах (аль-Байхакы, аль-Хаким, Ибн Хузейма. Достоверность подтвердил аз-Захаби. См. «аль-Мустадрак», 1/405).

Наилучшим временем для витра, безусловно, является конец ночи:

«Если кто-то среди вас боится, что не встанет в конце ночи, то пусть совершит витр в начале её. А если он желает встать в конце ночи, то пусть совершит витр в её конце. Поистине, молитва в конце ночи будет засвидетельствована (ангелами) и так будет лучше» (Муслим).

Кроме того, мы знаем, что Сам Аллах спускается на ближнее небо в последнюю треть ночи — не оттого, что так Ему становится «лучше слышно», а из любви к тем Его рабам, которые проводят это время в молитвах (см. Где Аллах?).

Читайте также: Зачем Аллаху ангелы-писцы?

И хвала Аллаху, Господу миров.