Categories:

Отсутствие зависти и нелюбовь к конфликтам

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Запрет тесной дружбы с неверными некоторые могут понять как призыв к частой вражде против них. На днях в мусульманских страницах Фейсбука мне встретилось такое признание: «Ну нельзя же нравиться всем подряд, нужно кого-то и раздражать для разнообразия!»

Но так ли мыслили наши праведные предки? Передаётся, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришёл какой-то человек и попросил: «О Посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за которое меня полюбит Аллах и полюбят люди, если я совершу его». В ответ на это Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Отрекись от мира этого, и полюбит тебя Aллаx, отрекись от того, что есть у людей, и полюбят тебя люди» (Ибн Маджа, Ибн Аби-д-Дунья; иснад хадиса некоторые имамы назвали хорошим. См. «Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 2/174-177).

В некоторых вариантах хадиса он добавил: «Погляди на это, (как на) мусор, и отбрось его к ним».

Комментарии шейха Ибн аль-Усеймина:

"«Отрекись от того, что есть у людей», т.е. не смотри с вожделением на то, что находится в их руках <...>

Поистине, для человека не является грехом искать любовь людей, т.е. (желать, чтобы) они возлюбили его, будь они мусульманами или неверными. Поэтому мы говорим: нет греха в том, чтобы добиваться любви неверных, потому что Аллах, могуч Он и велик, сказал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ» (Коран, 60:8). Известно, что если кто-то проявил доброту к ним в виде подарков или милостыни, то они (начинают) любить его; или же, если он поступил с ними справедливо, то они полюбят его в будущем. Однако следует опасаться того, чтобы ты полюбил их, так как пришло в хадисе, даже если он ненадёжен, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправляясь в какой-то город, говорил: «О Аллах, сделай нас любимыми для его жителей и сделай его праведных жителей любимыми для нас!» Когда он желал любви, исходящей от него самого, то говорил: «его праведных жителей», а когда желал любви, исходящей от людей, то говорил: «сделай нас любимыми для (всех) его жителей» полностью" («Шарху-ль-арба'ина-н-нававийя», стр. 322).

Это исчерпывающее толкование осталось дополнить хадисом:

«Не должно быть зависти (ни к кому), кроме (обладателей) двух (качеств): человеку, которому Аллах даровал богатство и предоставил возможность потратить это без остатка должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит на основании (этой мудрости) и обучает ей (других)» (аль-Бухари, Муслим).

Имеется в виду «белая» зависть, когда мусульманин не желает никому зла, а всего лишь хочет подняться до уровня тех людей, которые превзошли его:

«Вся моя умма подобна четырём типам людей: человеку, которому Аллах даровал знание и богатство, и он поступает с этим богатством согласно своему знанию, тратя его должным образом, и человеку, которому Аллах даровал знание, но не дал богатства, и он говорит: "О, если бы у меня было нечто, подобное этому (богатству), то я бы поступил с ним подобно тому (человеку), который поступает так!" Они оба будут равны в награде» (часть хадиса, переданного ат-Тирмизи, Ибн Маджей, Ахмадом, ат-Табарани. См. «Сахиху-т-таргыби ва-т-тархиб» аль-Альбани, 1/5).

Как сказал шейху-ль-ислам Ибн Таймия:

«Кто имел намерение на благой поступок и содеял из него то, на что способен, будучи бессильным довести это до конца, то ему уготована награда содеявшего это (полностью)» («Маджму'у-ль-фатава», 22/243).

Читайте также:

Хотят ли муслимы войны?
Милость и мудрость Аллаха в вопросах подсчёта людских деяний
Поздравление неверных с мирскими успехами
Мусульманин и его богатство
Наибольшее богатство

И хвала Аллаху, Господу миров.