Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Не взвинчивайте цену!» [«Ля тана́джашу»] (аль-Бухари, Муслим).
Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал:
"Возможно, что взвинчивание цены [«ат-тана́джуш»], запрещённое в данном хадисе, охватывает все виды (обмана при торговле). Основным смыслом слова «ан-наджш» является побуждение к чему-то хитростью, уловками и обманом, поэтому обманывающий при торговле называется «на́джиш» и обманывающий в охоте называется «на́джиш», ибо он подталкивает дичь (в засаду) уловками и обманом. В этом случае смысл (хадиса) становится следующий: «Не обманывайте», т.е. не стройте взаимоотношения между собой на хитрости и мошенничестве. <...> В хадисе Ибн Мас'уда от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, (передаётся): «Кто обманул нас, тот не из нас, а хитрость и обман будут в Огне!» Привёл ат-Тирмизи.
В рамки взвинчивания цены, запрещённой в хадисе, входят все виды взаимоотношений посредством обмана — как подсовывание (товара) с изьянами и сокрытие их, подмена хорошего товара скверным...
Дозволена хитрость в отношении того, кому дозволено причинять ущерб, а это — неверные и враждующие (с мусульманами) люди, как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Война — это обман»" («Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям», 2/264-265). О мирном договоре с кяфирами читайте здесь.
Также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Лицемера отличают три признака: если он рассказывает о чём-нибудь, то лжёт; если обещает что-нибудь, то нарушает (обещание); и если ему доверяют, то он предаёт (доверие)» (аль-Бухари, Муслим).
Имам Малик передал от Сафвана бин Суляйма, что Пророку (мир ему и благословение Аллаха) задали вопрос: «Может ли верующий быть трусом?» Он сказал: «Да». Далее его спросили: «Может ли он быть жадным?» Он ответил: «Да». Далее спросили: «А может ли верующий быть лжецом?» (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет».
Таким образом, если трусость и жадность указывают на слабость веры, то частые ложь, обман и вероломство — на её отсутствие.
Читайте также:
Истина и ложь
Призывайте правдой!
Юмор в Исламе
Я вам не верю!
Сказка — ложь!
И хвала Аллаху, Господу миров.