Мы уже знаем, что деньги, добытые преступными путями, надо либо вернуть законному хозяину, либо потратить на благотворительные цели. Входят ли туда строительство и ремонт мечетей и исламских школ? Некоторые шейхи (в том числе суфийские) запрещают подобное, напоминая о том, что в своё время курайшиты брали для перестройки Каабы только чистые деньги. Однако более верно мнение тех учёных, которые не видят в этом никакого греха:
"Сказал аль-Газали: «Если у человека есть имущество, (нажитое) запретным путём, и он желает покаяться и освободиться от него, то – если оно принадлежит конкретному владельцу – (держателю) необходимо вернуть (это имущество) ему или его поручителю; если же тот умер, то это необходимо отдать его наследнику. Однако если оно принадлежит владельцу, которого он (держатель запретного имущества) не знает и отчаялся установить его, то следует потратить его на общие нужды мусульман – например, на (строительство) мостов, гостиниц и мечетей, равно как и на то, (в пользовании) чем участвуют мусульмане, или же пожертвовать его на бедняков...» ...и не дозволено уничтожать это имущество и выбрасывать его в море. Поэтому не остаётся ничего, кроме как потратить его на нужды мусульман, а Аллах, свят Он и велик, знает лучше" («аль-Маджмугь» ан-Навави, 9/330).
Имам Ибн Рушд аль-Джадд аль-Малики сказал:
«Считают, что запретное имущество, основа которого неизвестна (т.е. нет возможности вернуть его законному владельцу), подобно трофеям, взятым без боя, а не милостыне, пожертвованной на бедняков. Исходя из этого мнения, дозволена без какого-либо порицания молитва в мечети, построенной из имущества, основа которого неизвестна» («аль-Баяну ва-т-тахсыль», 18/565).
Также шейх Ибн аль-Усеймин на вопрос о намазе в такой мечети ответил:
«Молитва в ней дозволена, и нет в этом никакого греха, ибо тот, кто построил её из запретного имущества, возможно, хотел с помощью её строительства избавиться от этого богатства, которое он накопил. В таком случае сооружение им этой мечети было дозволенным, если он преследовал цель очиститься этим от запретного богатства» («Маджму'у фатава ва расаили-ш-шайхы Ибни Усаймин», 12/314).
Однако если кто-то занят преступным бизнесом, не желая ничего менять, то имамам мечетей не стоит принимать материальную помощь от такого человека. Вот, например, фетва шейха аль-Фаузана:
где он запрещает не только строительство домов Аллаха на подобные деньги, но и молитву в такой мечети (и доказывает это поведением многобожников, перестроивших Каабу: когда им не хватило дозволенных денег, они оставили её северную часть недоделанной).
Также не следует принимать в фонд мечети деньги, добытые путём ростовщичества (одного из самых скверных грехов). Как сказано в фетве Постоянного комитета:
«Тому, в чьи руки попала какая-то часть этого (лихвы), надлежит избавиться от неё, потратив на то, что принесёт пользу мусульманам. Среди этого – строительство дорог и школ, раздача этих (денег) беднякам. Что же касается мечетей, то не следует сооружать их на ростовщические деньги» («Фатава-ль-ляджнати-д-даима», фетва № 16 576).
И да благословит Аллах Мухаммада, его семью и сподвижников.