Одна из важнейших обязанностей мусульманина в этом мире — призыв к благому и запрещение грехов, о чём говорится во многих аятах Корана:
«О сынок мой (сын Лукмана)! Совершай намаз, повелевай (людям делать) одобряемое, удерживай (их) от предосудительного и терпеливо сноси всё, что постигает тебя. Воистину, в этих (делах) надлежит проявлять решимость» (Коран, 31:17);
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, выстаивают намаз, выплачивают закят и повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах помилует их. Воистину, Аллах — могущественный, мудрый» (Коран, 9:71);
«Пусть среди вас будет группа людей, призывающих к добру, повелевающих одобряемое и удерживающих от порицаемого. Именно они окажутся преуспевшими. И не будьте подобны тем, которые разделились (на партии и секты) и впали в разногласия (в основах веры) после того, как к ним явились ясные знамения. Им уготованы великие мучения» (Коран, 3:104-105).
Доносить правду по мере знаний и возможностей надо и до тех людей, по которым сразу видно, что они наверняка не примут её:
«Спроси их (иудеев) об (истории) селения на берегу моря. (Его жители) нарушили (запрет Аллаха на ловлю рыбы) в субботу, поскольку рыбы приплывали к ним по субботам, поднимаясь (на поверхность моря), и не приплывали в не субботние дни. Так Мы испытали их за то, что они были нечестивы. Вот некоторая часть из них (древних евреев) сказала (другим): "Зачем вам увещевать людей, которых Аллах всё равно погубит или подвергнет тяжким мучениям?" Они ответили: "Чтобы оправдаться перед вашим Господом, и, возможно, они устрашатся"» (Коран, 7:164).
И простое нежелание нарваться на грубость, ссору или потерять авторитет в чьих-то глазах не снимает с человека эту важную обязанность:
«Пусть почтение к людям ни в коей мере не мешает человеку говорить правду, если он знает её» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ахмад; хадис одобрили ат-Тирмизи и аль-Альбани. См. «ас-Сильсиляту-с-сахиха», 1/322-325).
Абу Са'ид аль-Худри, передав эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), заплакал и сказал: «Клянусь Аллахом, а ведь мы видели (предосудительные) вещи, но боялись (порицать их) из чувства почтения!»
В версии, приводимой ат-Табарани и Ахмадом, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) наказал мусульманам:
«Пусть опасение (поссориться с) людьми не мешает никому из вас говорить правду (о чём-то), когда он видит это, или напоминать о важном, ибо, поистине, это не приближает (установленный) срок (смерти) и не отдаляет от (предписанного) удела!»
И ещё один хадис (слабый, по мнению аль-Альбани, но не противоречащий Сунне), где он говорил:
"«Пусть никто из вас ни в коем случае не унижает себя!» Его спросили: «О Посланник Аллаха, а как же может кто-то из нас унизить себя?» Он сказал: «Если он увидит то, против чего следует высказаться, но не скажет ничего об этом, то тогда Аллах, могуч Он и велик, спросит его в День воскресения: “Что помешало тебе сказать об этом?” Он ответит: “О Господи, страх перед людьми!” (Аллах) скажет: “Я был более достоин твоего страха!”»" (Ахмад, Ибн Маджа). См. также Страх перед Аллахом и опасностями
Как пояснил Ибн Раджаб:
«Эти два хадиса подразумевают (такие случаи), когда помехой к тому, чтобы выразить порицание, является простое чувство уважения (к людям) — без такого страха, при котором спадает (обязанность) порицания» («Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям», 2/248).
На эту же тему есть великие слова пророка Ибрахима (мир ему), адресованные его неверующим соплеменникам:
«Вы избрали (объектами поклонения) идолов вместо Аллаха только ради взаимной любви в земной жизни (т.е. поддерживаете друг друга в этом ради сохранения мира и дружбы). Но потом, в День воскресения, одни из вас станут отвергать и проклинать других» (Коран, 29:25).
Однако в деле увещевания нечестивцев не стоит быть назойливым:
«Когда ты увидишь тех, которые пустословят о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором. Если же Шайтан заставит тебя забыть об этом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь» (Коран, 6:68);
«Терпеливо относись к тому, что они (язычники) говорят, и сторонись их красиво» (Коран, 73:10);
«Оставь же их погрязать в словоблудии и забавляться, пока они не встретят тот их День, который им обещан» (Коран, 70:42).
Т.е. не нужно тратить время на увещевание тех, кто глух к шариатским доводам. На эту же тему есть отличные слова Ибн Мас'уда:
«Умножайте ваши знания и не делитесь ими с теми, кто этого не достоин — подобно мечущему жемчуг перед свиньями» («аль-Мухаддису-ль-фасылю байна-р-рави ва-ль-ва'и» кады ар-Рамахурмузи, стр. 587),
и имама табиунов аль-А'маша:
"Шу’ба сообщил: «Однажды пришёл ко мне аль-А’маш, когда я рассказывал хадисы людям и сказал: “Горе тебе! Ты вешаешь жемчуг на шеи свиней?!”»" («аль-Джами'у ли-ахлякы-р-рави» аль-Хатыба, 1/205; «аль-Кямилю фи ду'афаи-р-риджаль» Ибн Ади, 1/64; «аль-Адабу-ш-шар'ийя» Ибн Муфлиха, 2/108. См. также «Сияру а'лями-н-нубаля» аз-Захаби, 6/229-230 и «Муснад» Ибн Джа'да аль-Багдади, 1/123).
Наконец, исправление порицаемого входит в круг коллективных обязанностей мусульман; если некоторая часть уммы внятно довела религию Аллаха до какого-то человека, то для остальных это станет необязательным. Вот почему мусульманам запрещено открыто порочить законных и в целом благородных правителей этой уммы, о недостатках которых прекрасно известно нашим улемам. Именно учёные делают всё возможное, чтобы исправить их грехи, и они же решают вопрос о том, нужно ли восставать против их власти.
Читайте также:
О постепенности в призыве
«Они хотели, чтобы ты уступил, и они бы уступили...»
Польза и вред для уммы
Принуждение к грехам
Истинное мужество
И хвала Аллаху, Господу миров.