Мы уже знаем о том, что одним из признаков упования на единого Аллаха являются частые просьбы, обращённые к Нему:
«Тебе одному мы поклоняемся и только Тебя молим о помощи» (Коран, 1:5);
«Воистину, они (праведные предки) спешили творить добро, взывали к Нам с желанием и страхом и были смиренны перед Нами» (Коран, 21:90).
Более того, из достоверного хадиса известно, что
«Аллах сердится на того, кто не просит у Него» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи. аль-Хаким назвал хадис достоверным в «аль-Мустадрак», 2/160, а Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари», 11/95 уточнил, что в надёжности одного из передатчиков существуют разногласия).
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Обращайтесь к Аллаху со своими просьбами, ведь, поистине, Он любит, когда Его просят» (ат-Тирмизи. Хадис слабый, но верен по смыслу. См. «ат-Танвир» ас-Сан'ани, 6/408).
Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:
"Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произносил проповедь в одну из пятниц, люди встали и воскликнули: «О Посланник Аллаха! Дождь задержался, деревья покраснели (от засухи), а скот погиб! Обратись же к Аллаху, дабы Он оросил нас!» И (Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха) дважды сказал: «О Аллах, напои нас!» Клянусь Аллахом, в это время мы не видели на небе даже клочка облаков, и вдруг появилась туча и полил дождь. Он же спустился с минбара и совершил молитву. Когда он ушёл, дождь не прекратился – вплоть до следующей пятницы. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вновь встал, произнося проповедь, (люди) воскликнули, (обращаясь) к нему: «Дома разрушены (наводнением), а дороги размыты! Помолись же Аллаху, дабы Он уберёг нас (от дождя)!» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, улыбнулся и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас!» Тогда Медина была избавлена (от этого), а дождь начал лить вокруг неё; на саму же Медину не проливалось ни капли" (аль-Бухари, Муслим).
И вот тут прибегают безбожники и начинают язвить: «А что же ваш Аллах недалёкий-то такой? Всё проси Его, да проси... А Сам, что, потребности Своих рабов не знает? Сначала терзал мусульман засухой, потом неделю топил дождём – что, не может правильно рассчитать Свои силы? Или может, но не хочет – ждёт, пока исстрадавшиеся рабы не приползут к Нему на коленях?»
Кстати говоря, у христиан есть похожие истории, и вот как комментирует одну из них психолог-агностик В. Рослов (правда, он обличает не столько Бога, сколько церковного деятеля):
"И вот первый рассказик. Его герой – что ни на есть живое, а вовсе не надуманное, лицо – архимандрит Серафим (Тяпочкин), служитель Белгородской епархии. Если вспомнится Антон Павлович Чехов, то «можно сказать, чудодейственный господин!» Матушка Олеся пишет, что «он исцелял неизлечимые болезни, утешал отчаявшихся, обращал к Господу неверующих, изгонял бесов…». А время, если вспомнить, было советское, безбожное. Трудности возникали чуть ли ни на каждом шагу. А тут ещё и засуха страшная нагрянула. И быть бы концу света, не вмешайся в события первый секретарь обкома. Мотив вмешательства – ясен: погибнет урожай – снимут с секретарей. Движимый жутким страхом, секретарь под покровом глухой и душной ночи (не дай Бог, кто увидит) нежданно-негаданно появляется в убогой архимандритской лачуге, и, неловко кланяясь, заискивающе просит чудотворца помолиться за ниспослание дождя. Отцу Серафиму, конечно, самому до такой мудрости трудно было дойти. Ну, не осеняло. А тут сам «наш рулевой» в лице наиглавнейшего областного начальника просит. Как тут откажешь! Молится архимандрит, а тем временем и тучки небесные, вечные странники, долго не дожидаясь, являются. Веселится и ликует весь народ! Но вот ведь беда: начавшись, дождь никак не думает прекращаться. Так, видимо, Богом «попущено». Две недели, не переставая, льёт и льёт. И вновь над урожаем и секретарским троном нависает угроза. Так что секретарю ничего не остаётся, как опять тайно отправляться к товарищу Тяпочкину, то бишь отцу Серафиму, и просить его на этот раз уже о прекращении небесных потоков. Священник берёт под козырёк и срочно совершает особый молебен. И что вы думаете? Везде дождь продолжается, а над орденоносной Белгородчиной тут же начинает сиять спасительное солнышко.
Сказка? Не знаю. Может, и не сказка. Но уж больно недогадливым и беспомощным выглядит церковный служитель. Прямо Иванушка-дурачок какой-то. Действует только по указке земных господ. По своей воле к Отцу Небесному не догадывается обратиться. А, возможно, так проявляется особое религиозное сознание, о котором наша наиправославнейшая поэтесса поспешила заявить в своём вступительном слове. А не исключено и то, что отец Серафим, хотя и повелевал небесными стихиями, был просто слеп и глух к народным страданиям, а посетившего его секретаря он воспринял, как Божьего посланца" (оригинал здесь).
Отвечая, напомню прекрасный отрывок из статьи Умму Азамат (она же bint_safa):
«Я не являюсь собственником, владельцем или хозяином вещей, созданных Великим и Прекрасным Творцом. Я являюсь лишь временным пользователем Его собственности. А как надо относиться к чужой собственности? Очень бережно и по истечении срока пользования вернуть её Создателю в хорошем, нормальном состоянии».
Продолжая её мысль, я задам всем ещё один риторический вопрос: как отреагирует любой человек, если кто-то воспользуется его имуществом без спроса? Представьте себе, что некто нагло угонит ваш автомобиль и будет целый день ездить на нём, не спрашивая вашего позволения. Кто из приличных, уважающих себя людей не будет оскорблён и разгневан таким поступком?
Так вот, принципиальное нежелание человека обращаться к Аллаху с мольбами сродни поведению того, кто берёт чужие вещи без спроса. Отправляясь в дальний путь, такой человек не считает важным и нужным просить Аллаха о защите от потенциальных угроз этой поездки; ложась спать, не произносит мольбу о том, чтобы Аллах охранял его во время сна; принимая какое-то лекарство, не хочет молить Творца об исцелении и т.д. По его логике выходит, что Бог должен Сам, без каких-либо мольб, обеспечить ему безопасность, наделить здоровьем, богатством, детьми и тому подобными благами. А с какой стати? Разве в обществе других людей этот человек не проявляет уважения к их правам, включая и право собственности? И разве ему самому будет приятно, если кто-то без спроса залезет в его карман, сядет в его личное авто, переночует в его доме – под предлогом того, что «богачи должны делиться с бедняками»?
Всевышний Аллах имеет гораздо больше прав на то, чтобы уважать Его собственность и власть, чем все мы. Он никому ничего не должен и ни от кого не зависит. И самое главное: Он и так одарил каждого из нас уймой благ, о которых мы Его не просили: жизнь, разум, зрение, слух и т.д. Разве этого мало для того, чтобы испрашивать Его дозволения и благословения на эксплуатацию земного мира (в виде мольб)?
«В этом (просьбе о защите от дождя) состоит обучение нас этике мольбы – он (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) не молил о полном устранении (дождя), потому что некоторые ущелья и посевы нуждались в том, чтобы (дождь) продолжался, но просил о прекращении его вреда и сохранении его пользы. (И в этом же состоит) наше познание того, что тому (человеку), которому достался какой-то дар от его Господа, надлежит не гневаться на связанную с этим тучу, но просить Всевышнего Аллаха о его продлении, а также (познание) того, что мольба об устранении дождя не отрицает упование (на Аллаха) и доверие (к Нему)» («Нихаяту-ль-мухтадж иля шархи-ль-минхадж» шейха Шамсу-д-Дина Мухаммада ар-Рамли, 2/428).
Но если в этом мире огромная часть благ Аллаха достаётся людям, которые не признают Его священные права, то Райские сады предназначены лишь для того, кто искренне молил Творца о них:
«Среди людей есть те, кто говорит: "Господь наш! Одари нас в этом мире!" Но нет им доли в будущей жизни. И среди них есть те, кто говорит: "Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в будущей жизни и защити нас от мук Огня!" Им уготован удел за те (праведные поступки), которые они накопили» (Коран, 2:201-202).
В конце разберём один из ложных хадисов, внушающий мысль, будто Аллаха не следует просить о тех вещах, которые Он и так знает:
"Передаётся от Убайя бин Кя'ба, что Ибрахим, мир ему, когда его привязали, чтобы бросить в огонь, сказал: «Нет божества кроме Тебя, пречист Ты, о Господь миров! Хвала Тебе и вся власть у Тебя, нет у Тебя сотоварища». Затем они бросили его с помощью катапульты в огонь, и его встретил Джибриль (мир ему) и спросил у него: «О, Ибрахим, есть ли у тебя какая-нибудь нужда?», тот ответил: «В тебе нет нужды». Тогда Джибриль сказал ему: «Попроси твоего Господа». Ибрахим ответил: «Его знание о моём положении хватает мне больше, чем моя просьба (у Него)»" («Тафсиру-ль-Багави», 5/327).
Мнение Шейху-ль-ислама:
"Начало этого хадиса известно – это слова (Ибрахима) «Что касается тебя, то нет (в тебе нужды)». Оно достоверно пришло в «Сахихе» аль-Бухари от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, относительно его слов «Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он покровитель!», которые Ибрахим произнёс, когда его бросили в огонь" («Маджму'у-ль-фатава», 8/539).
Однако конец хадиса был вымышлен:
"То, что передают – будто любимцу (Аллаха Ибрахиму), когда его бросали с катапульты, Джибриль сказал: «Проси (спасения)!», а он ответил: «Его знание о моём положении хватает мне больше, чем моя просьба у Него» – нет у (этого хадиса) никакого известного иснада, и он является ложным" («Маджму'у-ль-фатава», 1/183).
И, как сказал шейх аль-Альбани:
"У него нет основы. Некоторые сообщили, что это (взято) из слов Ибрахима, мир ему. Однако он является одной из еврейских историй, у которой нет основы, чтобы возводить это (к Пророку, мир ему и благословение Аллаха). Его упомянул аль-Багави в толковании суры «Пророки», указав на его слабость. <...>
Смысл этого (хадиса) взяли на вооружение некоторые из тех, кто сочиняет мудрости для суфийских тарикатов, сказав: «Твоя просьба у Него (Аллаха) – обвинение против Него». Это величайшее заблуждение! Разве пророки (благословения Аллаха и мир им всем) обвиняли их Господа, когда обращались к Нему с различными просьбами?" («Сильсиляту-ль-ахадиси-д-да'ифати ва-ль-мавду'а», 1/74-75).
Читайте также:
Что такое мольба?
Отношение Аллаха к неверным
Наибольшее богатство
Смысл термина «кяфир» (неверный)
Почему чистое единобожие искупает любые грехи?
И хвала Аллаху, Господу миров.