В книге хафиза Ибн Абди-ль-Барра «Джами'у баяни-ль-'ильми ва фадлих» есть любопытная глава под названием «Статус (неприязненных) слов учёных друг о друге». Автор приводит следующие важные высказывания саляфов и праведных имамов на сей счёт:
"(Передаётся) от Ибн Аббаса, что он сказал: «Слушайте, (перенимая) знание учёных, однако не верьте (их словам, направленным) друг против друга, ибо клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, они обладают большей взаимной ревностью, чем козлы в одном стаде!»"
В другом его хадисе:
«Берите знание везде, где найдёте его, но не принимайте (негативные) высказывания факыхов друг о друге, ведь, поистине, они обмениваются взаимными уколами, как козлы в одном загоне!»
"Малик бин Динар говорил: «Принимают высказывания учёных и чтецов (Корана) обо всём, кроме их (отрицательных) мнений друг о друге, ибо их взаимная зависть сильнее, чем у козлов!»"
Далее следуют примеры упомянутой ревности учёных друг к другу; вот один из них:
"Мугыра рассказал: «Прибыл к нам Хаммад бин Сулейман (один из табиунов, обучавших Абу Ханифу — rm) из Мекки, и мы пришли поприветствовать его, а он сказал нам: “Восхвалите Аллаха, о жители Куфы, ибо, поистине, я встретил Ата, Тавуса и Муджахида — ваши дети и дети ваших детей являются более знающими, чем они!”»"
Тем не менее, сам Абу Ханифа относился к Ата с глубоким почтением:
"Абу Умар говорил: «Мугыра рассказал правду, но сам Абу Ханифа, хотя он дольше всех людей сидел рядом с Хаммадом, (получая знания), отдавал Ата предпочтение над (Хаммадом)».
...поведал нам Даххак бин Мухаллид, сказавший: «Я слышал, как Абу Ханифа говорил: “Я не видел никого, более достойного, чем Ата бин Аби Рабах!”»" («Джами’у баяни-ль-‘ильми ва фадлих», 3/400-409).
Кто-то, прочитав эти истории, удивится: как могли великие учёные первых поколений этой уммы так резко отзываться друг о друге? А где же взаимная любовь ради Аллаха? Ну во-первых, несмотря на эти уколы, они считали друг друга мусульманами и выполняли между собой их шариатские обязанности (см. Любовь ради Аллаха). Во-вторых, кроме пророков, в мире не было и нет безгрешных людей, которые имеют свободный доступ к сокровенному; а имамы могли ошибаться или получать от людей ложные сведения друг о друге (как в случае с Абу Ханифой). И в-третьих, взаимная ревность имамов — один из побочных результатов того, что в Исламе отсутствует строгая вертикаль подчинения одних улемов другим (наподобие церковной иерархии; см. Об учёных Ислама).
Надо помнить и то, что исламскими учёными люди становятся благодаря признанию старших, а не младших. К примеру, два мусульманина, которые в прошлом были сокурсниками одного факультета, со временем выросли в знаниях и стали шейхами, т.е. получили от их устазов (духовных наставников) право на иджтихад (личное мнение в религиозных вопросах). И как бы они оба не относились друг к другу, ни один из них не может разжаловать второго — до тех пор, пока живы учёные старшего поколения, выдавшие им это великое право.
Вот почему мусульмане не должны цепляться друг к другу из-за ссылок на тех или иных авторов, как сказал об этом шейх Ибн Усеймин:
«Споры и вражда между молодёжью о том, принимать или отвергать (слова) определённого человека — это заблуждение и великая ошибка.
<...> Слова каждого могут быть приняты и могут быть оставлены, кроме кого? Кроме Посланника Аллаха, да благословит Аллах и приветствует его и его семью. Его слова нужно принимать в любом случае.
Поэтому я запрещаю молодёжи, чтобы предметом их споров и пререканий являлась какая-то определённая личность, кем бы она ни была. Когда спор идёт в таком русле, то спорщик может отрицать правду, которую сказал этот человек, и может поддержать ложь, сказанную им. И это очень опасно — почему? Потому что когда один человек слепо привержен одной личности, а другой слепо противостоит ей, то тот, который противостоит, может сказать об этой личности то, чего она не говорила, или (неправильно) истолковать её слова и т.п., а другой может отрицать (те ошибки), которые она произнесла, или устремиться к той лжи, которую она высказала» («Ликау-ль-баби-ль-мафтух», ч. 130).
Но, конечно, к аргументированной критике одних учёных другими надо прислушаться — особенно тогда, когда их взгляды разошлись в каком-то фундаментальном вопросе.
Читайте также:
Претендовал ли Ибн Таймия на знание сокровенного?
Опровержение клеветы на Султана Абу Мухаммада
О нападках на доктора Умара аль-Ашкара
Ошибки исламских учёных
И да благословит Аллах Своего Пророка, его семью и сподвижников.