russ_muslim (russ_muslim) wrote,
russ_muslim
russ_muslim

Category:

Об обетах

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Я обещаю Богу, что если будет то-то, я поступлю так-то (или сделаю ради Него то-то)» — как часто и легко люди, включая и мусульман, разбрасываются такими обещаниями! Однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) предупредил нас:

«Не давайте обеты, ибо поистине, обет ничуть не спасёт (вас) от судьбы, но всего лишь вынудит жадного раскошелиться!» (аль-Бухари, Муслим).

В одной из версий хадиса говорится:

«Он не приблизит к сыну Адама ничего, что Аллах ему не предрешил».

Как истолковал хадис Ибн Хаджар:

"В нём есть указание на причину, мотивирующую запрещение обета. Учёные разделились в (вопросе строгости) этого запрета; одни из них восприняли (хадис) в буквальном смысле, другие же истолковали его (в переносном смысле). <...> Абу Убайд говорил: «Форма запрещения обетов и настойчивость в этом (не означают), что они являются грехом, ведь если бы это было так, то Аллах не повелел бы исполнять их и не похвалил совершающих это (т.е. исполняющих свои обеты). Однако для меня форма (этого запрещения) свидетельствует об огромной важности обета и необходимости его строгого соблюдения, чтобы люди не были к этому невнимательны и небрежны»... На это же указал аль-Мазири в своих словах: «Некоторые из наших учёных пришли к тому (мнению), что сутью этого хадиса является осторожное отношение к обетам и призыв исполнять их»" («Фатху-ль-Бари», 11/577).

Говоря о том, что Аллах повелевает соблюдать обеты и хвалит мусульман, исполняющих их, улемы имели в виду следующие аяты:

«Потом пусть они (паломники) покончат со своею неопрятностью (т.е. постригут волосы и ногти), выполнят свои обеты (совершить жертвоприношения) и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)» (Коран, 22:29).

«(Праведники) исполняют обеты и боятся Дня, зло которого распространится (на всех, кроме угодников Аллаха)» (Коран, 76:7).

Кроме того, в Коране рассказано об обете, который дала Аллаху мать девы Марии (Марьям), праведная Ханна:

«Вот сказала жена Имрана: "Господи! Я обещала (посвятить) Тебе одному того, кто находится в моей утробе, когда он родится. Прими же от меня, ведь Ты — слышащий, знающий"» (Коран, 3:35).

О тех же людях, которые не сдерживают свои обещания перед Аллахом, Всевышний сказал:

«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: "Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем в числе праведников". Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться на это и отвернулись, уклонившись (от исполнения обетов). Он же вселил в их сердца лицемерие до того Дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они не выполнили для Аллаха обещанное Ему, и за то, что они лгали» (Коран, 9:75-77).

Также Он сказал:

«Что бы вы ни потратили из (ваших) средств, какой бы обет вы ни дали, Аллах знает об этом. Но для беззаконников нет помощников» (Коран, 2:270).

А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), описывая лицемеров и распутников, говорил:

«А на смену им (праведным поколениям уммы) придут люди, которые (готовы) свидетельствовать, но их не примут в качестве свидетелей, которые станут поступать вероломно и не будут достойны доверия, которые станут давать обеты, но не будут выполнять (их), и будет среди них (множество) тучных» (аль-Бухари; Муслим).

Вот почему к обетам надо относиться весьма внимательно, и не обременять себя тем, чего ты заведомо не выполнишь или не вправе выполнять:

«Не следует соблюдать обет (сделать) греховное или связанный с тем, чем раб (Аллаха) не владеет» (Муслим).

Последние слова Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс по конкретному поводу: одна женщина из числа ансаров бежала из кяфирского плена на его верблюдице, которую неверные бедуины тоже отобрали у мусульман; она пообещала принести эту верблюдицу в жертву Аллаху в том случае, если спасётся, но благородный Посланник удержал её от этого поступка. И, как сказал аль-Куртуби:

"Тот, кто решился на такое (израсходовать для исполнения обета чужое имущество) после того, как его предупредили и разъяснили то, что это запретно, стал грешником из-за этой цели. Однако сюда не входит то, что связано с собственностью (самого человека), наподобие его слов: «Если я завладею этой верблюдицей, то подарю её или отдам в качестве милостыни» — потому что сей поступок связан с его имуществом, а не с чужим" («Мавахибу-ль-Джалиль» аль-Хаттаба, 3/342).

Искупление за нарушенный обет аналогично искуплению клятвы:

«Кто дал обет, в котором присутствует неповиновение (Аллаху), то его искупление (совпадает с) искуплением клятвы, и кто дал обет, который он не в силах выполнить, то его искупление (тоже совпадает с) искуплением клятвы, а кто дал обет, (на исполнение) которого способен, то пусть исполнит его» (Абу Дауд, Ибн Маджа, аль-Байхакы, ат-Табарани. ат-Тахави и Ибн Хаджар назвали один из иснадов хорошим. См. «ат-Тальхысу-ль-хабир», 4/324).

Поэтому наши праведные предки не любили обеты, о чём сообщил ат-Тирмизи:

"Что же до (шариатского статуса) этого поступка, то некоторые из обладателей знания среди сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и других (учёных) считали обет нежелательным. Абдулла бин аль-Мубарак сказал: «Смысл этого — нежелательность обета как подчиняться (Аллаху), так и ослушаться (Его). Если человек пообещал подчиняться и исполнил (обет), то ему за это будет награда, но сам обет для него нежелателен»" («Сунан» ат-Тирмизи, 4/95).

В конце хочу напомнить важные слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха) об обетах — что они никак не могут повлиять на предопределение Аллаха. Как передано ещё в одном хадисе:

«Поистине, обет ничего не приближает и не отдаляет» (аль-Бухари, Муслим).

Реально нашу судьбу могут изменить лишь мольбы и упование на Аллаха, о чём мы уже говорили (см. Признаки того, кто уповает на Аллаха). Ну и последнее: поскольку обеты являются поклонением, посвящать мы их должны только одному Аллаху, а не кому-то другому. Даже если мы дали обещание формально кому-то из людей, следить за исполнением этого будет наш Господь:

«…и будьте верны вашим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу (перед Аллахом)» (Коран, 17:34).

Читайте также:

Почему мы должны просить Аллаха?
Строительство мечетей на грязные деньги
Разрушает ли показуха все праведные дела?

И хвала Аллаху, Господу миров.
Tags: Вопросы вероучения, Грехи и заблуждения мусульман, Лицемерие, Праведные предки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments