Сегодня мы, с дозволения Аллаха, разберём одну спорную тему — совершение намазов в минуты восхода, захода и кульминации Солнца (т.е. его нахождения в высшей точке своего суточного пути по небу). От Абду-р-Рахмана ас-Сунабихи сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
"«Когда Солнце восходит, рядом с ним находится рог Шайтана, а когда оно поднялось, (рог Шайтана) оставляет его. Когда оно достигло высшей точки, его снова сопровождает (рог Шайтана), когда же оно начало опускаться, он оставляет его. Когда оно приблизилось к закату, его опять сопровождает (рог Шайтана), а когда оно зашло, он также оставляет его». Передатчик хадиса добавил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запрещал совершать молитвы в это время»" (ан-Насаи, Ибн Маджа, Ахмад, Малик и др.; по мнению большинства историков, рассказчик этого хадиса не застал Пророка, но был одним из видных табиунов, заслуживающих доверия).
В другом хадисе:
«Исполняй утреннюю молитву, а после воздерживайся от молитвы, пока Солнце не взойдёт и поднимется. Поистине, оно восходит между рогов Шайтана, и в это время перед ним (Солнцем) падают ниц неверные. Затем молись — эту молитву посещают (ангелы) и свидетельствуют о ней, пока тень не остановится на копье (не станет короткой). Потом воздержись от молитвы, потому что в это время разжигается Геенна. Но когда тень появится, то молись — истинно, эту молитву посещают (ангелы) и свидетельствуют о ней, пока не совершишь предвечернюю молитву. Потом воздержись от молитвы до тех пор, пока Солнце не закатится. Ведь оно садится между рогов Шайтана и в это время неверные падают перед ним ниц» (Муслим).
Толкование имама ан-Навави:
«Смысл (хадиса в том), что (Шайтан) приближает свою голову к (видимому диску) Солнца в эти периоды времени, чтобы те из неверных, которые падают ниц перед (Солнцем), были похожи на тех, которые падают ниц перед ним» («аль-Минхадж», 6/112).
Что же говорят факыхи (знатоки исламского права) о положении молитв в эти минуты дня? Процитируем хафиза Ибн Абди-ль-Барра:
"Все учёные сошлись на том, что его, мир ему, запрет совершать намаз при восходе и заходе Солнца верен и не был отменён (в дальнейшем) и нет ничего, противоречащего этому; однако они разделились в его понимании.
Учёные Хиджаза — Малик, аш-Шафи'и и другие сказали: его смысл состоит в запрещении добровольных, а не обязательных молитв и не погребального намаза; таково общее содержание их слов.
А (учёные из числа) жителей Ирака, куфийцев и других сказали: любая молитва, будь то добровольная, обязательная или погребальная, не должна совершаться ни при восходе Солнца, ни при его заходе, ни при кульминации — потому что хадис не касается лишь дополнительного, а не обязательного намаза. Исключением является аср (предвечерняя молитва) ввиду слов (Пророка), мир ему и (благословение Аллаха): «Кто успел (сделать) хотя бы один ракаат асра до того, как зайдёт Солнце, тот успел на аср».
...однако в его словах, мир ему: «Кто проспал (обязательную) молитву или забыл о ней, пусть совершит её, как только вспомнит» вкупе с его словами, мир ему: «Кто успел (сделать) хотя бы один ракаат субха (утреннего намаза) до того, как взойдёт Солнце, тот успел на субх, а кто успел (сделать) хотя бы один ракаат асра до того, как зайдёт Солнце, тот успел на аср» (оба хадиса приводит аль-Бухари — rm), содержится наиболее ясный довод на то, что он, мир ему, запретив совершать молитву при восходе и заходе (Солнца), не имел в виду обязательный (намаз)" («аль-Истизкяр», 1/366-367).
Наиболее резкие же разногласия между учёными связаны с вопросом о молитве в момент кульминации Солнца. Как говорит Ибн Абди-ль-Барр:
«Поистине, Малик и его сподвижники не (считали) ошибкой молитву во время полудня — когда Солнце достигло вершины (его суточного пути) по небу — ни в пятницу, ни в любой другой день. <...>
...и я полагаю, что он в этом мнении склонялся к (аргументации) хадисом от... Са'лябы бин Аби Малика аль-Куразы — о том, что (мусульмане) в эпоху (халифата) Умара бин аль-Хаттаба молились (в мечети) в день пятницы до тех пор, пока Умар бин аль-Хаттаб не выходил (к ним для проповеди); а известно, что Умар выходил тогда, когда (Солнце начинало) опускаться. <...>
А пятница и другие дни для него (Малика) были одинаковы, и он не считал правильным различать их — ни на основе преданий (т.е. Корана и Сунны), ни на основе чьих-то взглядов.
Среди тех, кто разрешал молитву в полдень, были также аль-Хасан аль-Басри, Тавус, и (это же мнение) однажды передано от аль-Ауза'и. (В другой версии) сообщается, что мнение Тавуса касалось только (намазов) по пятницам.
А Абу Юсуф (аль-Ансари), аш-Шафи'и и его соратники сказали: не является ошибкой молитва в полдень, но лишь по пятницам; это же передаётся от аль-Ауза'и и (учёных) Шама» («аль-Истизкяр», 1/367-370).
Доводом второй группы имамов был следующий хадис, сообщаемый со слов Абу Хурайры:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещал молитву в полдень, пока Солнце не начнёт снижаться, исключая пятницу» (Абу Дауд, ат-Табарани, аль-Байхакы).
Однако во всех путях передачи этого хадиса присутствуют слабые рассказчики (см. «ат-Тальхысу-ль-хабир» Ибн Хаджара, 1/338-339; «аль-Маджмугь» ан-Навави, 4/81). Проблемы с иснадом имеет и другой хадис, сообщаемый напрямую от Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
«Молитва в полдень нежелательна, за исключением пятницы, ибо, поистине, Геенна пышет жаром (в середине каждого дня), кроме пятницы» (Абу Дауд, ат-Табарани, аль-Байхакы; о слабости хадиса см. «ат-Тальхысу-ль-хабир», 1/339 и «ат-Тахвифу мина-н-нар» Ибн Раджаба, 1/101).
Впрочем, оба предания согласуются с поступками сахабов (см. выше), по причине чего имам аш-Шафи'и использовал эти хадисы в качестве доказательств своей правоты. Особое мнение в данном вопросе принадлежит табиуну Ата бин Аби Рабаху, который не одобрял добровольные намазы при кульминации Солнца лишь в летние дни (включая пятницу), так как именно летний зной является признаком усиления огня Геенны.
Все остальные имамы первых веков хиджры — Абу Ханифа и большинство его учеников, Ибн Сирин, Суфьян ас-Саури, Абдулла бин Мубарак, Ахмад Ибн Ханбаль — запрещали или не одобряли молиться в полдень, независимо от дня недели и времени года (см. «аль-Истизкяр», 1/372). Вкратце об этих спорах учёных поведал Ибн Таймия:
«В (вопросе) о молитве в полдень пятницы и других дней (учёным) людям принадлежит несколько мнений. Одни говорили о полном запрете, что известно от Ахмада. Другие говорили о полной дозволенности, как это вытекает из слов аль-Хыракы и передаётся от Малика. Третьи же говорили о различии между пятницей и другими днями, что является мазхабом аш-Шафи'и. Ата же разрешал (такие намазы) только зимой, но не летом» («Маджму'у-ль-фатава», 23/205).
Наиболее взвешенной в этом вопросе представляется позиция шафиитов (к которой был близок и Ибн Таймия), а именно: воздержание от добровольных молитв в полдень, не считая пятницы. Надо заметить, что этот период времени длится считанные минуты, как сказал имам аль-Хатыб аш-Ширбини:
«Время кульминации (Солнца) очень коротко, не хватит даже для (двуракаатной) молитвы; не успеешь опомниться, как Солнце начнёт опускаться» («Мугни-ль-мухтадж иля ма'рифати ма'ани альфазы-ль-минхадж», 1/310).
Шейх Ибн Усеймин говорил:
«Время намаза духа (начинается) с момента поднятия Солнца на высоту копья, т.е. через четверть или треть часа после его восхода, и (заканчивается) накануне его снижения (после кульминации). Этот канун снижения (Солнца длится) всего лишь 5-10 минут, и это — самый короткий период воздержания (от добровольных молитв), согласно наиболее предпочтительному мнению» («Маджму'у фатава-ль-'Усеймин», 14/306).
Таким образом, к молитве зухр (обеденной, или полуденной) можно приступать где-то через 3-5 минут после того, как Солнце прошло точку кульминации, а до этого любые добровольные намазы нежелательны. Читайте также:
Азан и молитва в мечети
О ночной молитве
О времени молитвы иша
Проблема белых ночей
И хвала Аллаху, Господу миров.