Имамы Сунны об ашаризме
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Ашаритский учёный Таджу-д-Дин ас-Субки сообщил:
"Далее он (Абу-ль-Хасан аль-Кабиси) упомянул слова шейха Абу Мухаммада Абдуллы бин Аби Зейда (аль-Кайравани), которыми он ответил тем, кто упрекал его в любви к имаму аль-Аш`ари:
«аль-Аш`ари был никем иным, как человеком, который получил известность в опровержении поборников ересей, кадаритов и джахмитов и придерживался Сунны»" («Табакату-ш-шафи'ийяти-ль-кубра», 3/368).
Даже если эти слова раннего маликитского имама аль-Кайравани (умер в 386 г. х.) в передаче ашаритов достоверны, то в них нет никакого одобрения ашаритской ереси! К примеру, хафиз аз-Захаби писал о том же Ибн Аби Зейде аль-Кайравани:
«Я говорю: он, да помилует его Аллах, был на пути праведных предков в основах (религии), не знал схоластики и не занимался произвольным толкованием (имён и атрибутов Аллаха)» («Сияру а'лями-н-нубаля», 17/13).
А вот и слова самого аль-Кайравани:
«И Он выше Своего славного трона Собственной сущностью и находится повсюду Своим знанием» («ар-Рисаля», стр. 11).
Не больше чести ашаризму и во фразе шафиитского учёного Абу Бакра аль-Исмаили (умер в 371 г. х.):
«Возвратил (возвысил) Аллах Всевышний эту религию после того, как она исчезла — т.е. бо́льшая её часть — посредством Ахмада Ибн Ханбаля, Абу-ль-Хасана аль-Аш'ари и Абу Ну'айма аль-Истарабази» («Табакату-ш-шафи'ийя» ас-Субки, 3/351; «Тариху Димашк» Ибн Асакира, 37/99).
Разве он был согласен с ашаритской философией в понимании качеств нашего Господа? В книге, принадлежащей его перу, читаем:
"…они убеждены, что к Аллаху Всевышнему следует обращаться по Его прекрасным именам и описывать Его теми атрибутами, которые Он назвал и которыми Сам Себя описал и которыми описал Его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Он сотворил Адама Своей рукой, Его обе руки распростёрты, и Он расходует, как пожелает, без убеждения «каким образом». И Он, могуч Он и почтенен, вознёсся над Троном, без вопросов «Как?»; поистине, Аллах Всевышний закончил на том, что Он вознёсся над Троном, но не упомянул, каким образом произошло Его вознесение" («И'тикаду аиммати-ль-хадис», стр. 49-50).
Одновременно с этим среди видных имамов Сунны, живших в 4-м веке хиджры, были те, кто открыто разоблачал ашаризм — такие, как ханбалит Ибн Батта аль-Укбари (умер в 387 г. х.):
«Так что же мы можем сказать о смелости мутазилитов, ашаритов и остальных заблудших схоластов в толковании качеств Милостивого, могуч Он и почтенен, о которых рассказал Коран и которые передали имамы и учёные, заслуживающие доверия?» («Табакату-ль-ханабиля» Ибн Аби Я'ля, 2/146).
Хафиз Ибн Абди-ль-Барр передал от раннего маликитского факыха Ибн Хувайза Миндада аль-Мисри (умер в 390 г. х.):
«И каждый схоласт — один из приверженцев страстей и ересей, ашаритом он является или неашаритом» («Джами'у баяни-ль-'ильм», 3/177).
Сам имам Ибн Абди-ль-Барр был вполне согласен с этой позицией:
«В убеждениях каждого (мусульманина) относительно качеств Аллаха и Его имён не должно быть ничего, кроме того, что изложено в Книге Аллаха или пришло достоверно от Посланника, мир ему и благословение Аллаха, или того, на чём объединилась вся умма» (там же).
Наконец, имам Ибн Сурайдж аш-Шафи'и (умер в 306 г. х.), прозванный вторым аш-Шафи'и, шейху-ль-ислам шафиитского мазхаба сказал:
"И мы принимаем очевидные сообщения (Сунны) и очевидные аяты так, как они ниспосланы, и не говорим (о них) согласно толкованию мутазилитов, ашаритов, джахмитов, безбожников, антропоморфистов, каррамитов и задающих вопросы «Как?» Напротив, мы принимаем их без толкования, верим в них без уподобления и говорим: «Вера в них обязательна, произносить их — сунна, а добиваться их толкования — ересь»" («Иджтима'у-ль-джуюши-ль-ислямийя» Ибн аль-Кайима, 1/173-174).
Достоверность этого сообщения косвенно подтверждается другой фразой Ибн Сурайджа, которую передал Абу-ль-Валид ан-Найсабури:
«Я не видел ни одного исламского законоведа, чтобы он занялся схоластикой и преуспел: такой теряет понимание фикха, не достигнув познания схоластики» («Табакату-ш-шафи'ийяти-ль-кубра», 3/25; «ас-Сияр» аз-Захаби, 14/202).
Итак, в трудах неашаритских учёных 4-го века по хиджре (а именно тогда зародилась ашаритская ересь) никаких хвалебных слов в адрес ашаризма вы не найдёте; содержащиеся же в ашаритских источниках положительные отзывы некоторых имамов Сунны о самом шейхе Абу-ль-Хасане аль-Аш'ари ничего не меняют, потому как в вопросах вероучения эти имамы шли ему наперерез. Читайте также:
Ложные аргументы ашаритов
Усложняющие религию
Иудейские хитрости ашаритов
Ненависть еретиков к имаму аль-Барбахари
И да благословит Аллах Своего Пророка, его семью и сподвижников.
Ашаритский учёный Таджу-д-Дин ас-Субки сообщил:
"Далее он (Абу-ль-Хасан аль-Кабиси) упомянул слова шейха Абу Мухаммада Абдуллы бин Аби Зейда (аль-Кайравани), которыми он ответил тем, кто упрекал его в любви к имаму аль-Аш`ари:
«аль-Аш`ари был никем иным, как человеком, который получил известность в опровержении поборников ересей, кадаритов и джахмитов и придерживался Сунны»" («Табакату-ш-шафи'ийяти-ль-кубра», 3/368).
Даже если эти слова раннего маликитского имама аль-Кайравани (умер в 386 г. х.) в передаче ашаритов достоверны, то в них нет никакого одобрения ашаритской ереси! К примеру, хафиз аз-Захаби писал о том же Ибн Аби Зейде аль-Кайравани:
«Я говорю: он, да помилует его Аллах, был на пути праведных предков в основах (религии), не знал схоластики и не занимался произвольным толкованием (имён и атрибутов Аллаха)» («Сияру а'лями-н-нубаля», 17/13).
А вот и слова самого аль-Кайравани:
«И Он выше Своего славного трона Собственной сущностью и находится повсюду Своим знанием» («ар-Рисаля», стр. 11).
Не больше чести ашаризму и во фразе шафиитского учёного Абу Бакра аль-Исмаили (умер в 371 г. х.):
«Возвратил (возвысил) Аллах Всевышний эту религию после того, как она исчезла — т.е. бо́льшая её часть — посредством Ахмада Ибн Ханбаля, Абу-ль-Хасана аль-Аш'ари и Абу Ну'айма аль-Истарабази» («Табакату-ш-шафи'ийя» ас-Субки, 3/351; «Тариху Димашк» Ибн Асакира, 37/99).
Разве он был согласен с ашаритской философией в понимании качеств нашего Господа? В книге, принадлежащей его перу, читаем:
"…они убеждены, что к Аллаху Всевышнему следует обращаться по Его прекрасным именам и описывать Его теми атрибутами, которые Он назвал и которыми Сам Себя описал и которыми описал Его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Он сотворил Адама Своей рукой, Его обе руки распростёрты, и Он расходует, как пожелает, без убеждения «каким образом». И Он, могуч Он и почтенен, вознёсся над Троном, без вопросов «Как?»; поистине, Аллах Всевышний закончил на том, что Он вознёсся над Троном, но не упомянул, каким образом произошло Его вознесение" («И'тикаду аиммати-ль-хадис», стр. 49-50).
Одновременно с этим среди видных имамов Сунны, живших в 4-м веке хиджры, были те, кто открыто разоблачал ашаризм — такие, как ханбалит Ибн Батта аль-Укбари (умер в 387 г. х.):
«Так что же мы можем сказать о смелости мутазилитов, ашаритов и остальных заблудших схоластов в толковании качеств Милостивого, могуч Он и почтенен, о которых рассказал Коран и которые передали имамы и учёные, заслуживающие доверия?» («Табакату-ль-ханабиля» Ибн Аби Я'ля, 2/146).
Хафиз Ибн Абди-ль-Барр передал от раннего маликитского факыха Ибн Хувайза Миндада аль-Мисри (умер в 390 г. х.):
«И каждый схоласт — один из приверженцев страстей и ересей, ашаритом он является или неашаритом» («Джами'у баяни-ль-'ильм», 3/177).
Сам имам Ибн Абди-ль-Барр был вполне согласен с этой позицией:
«В убеждениях каждого (мусульманина) относительно качеств Аллаха и Его имён не должно быть ничего, кроме того, что изложено в Книге Аллаха или пришло достоверно от Посланника, мир ему и благословение Аллаха, или того, на чём объединилась вся умма» (там же).
Наконец, имам Ибн Сурайдж аш-Шафи'и (умер в 306 г. х.), прозванный вторым аш-Шафи'и, шейху-ль-ислам шафиитского мазхаба сказал:
"И мы принимаем очевидные сообщения (Сунны) и очевидные аяты так, как они ниспосланы, и не говорим (о них) согласно толкованию мутазилитов, ашаритов, джахмитов, безбожников, антропоморфистов, каррамитов и задающих вопросы «Как?» Напротив, мы принимаем их без толкования, верим в них без уподобления и говорим: «Вера в них обязательна, произносить их — сунна, а добиваться их толкования — ересь»" («Иджтима'у-ль-джуюши-ль-ислямийя» Ибн аль-Кайима, 1/173-174).
Достоверность этого сообщения косвенно подтверждается другой фразой Ибн Сурайджа, которую передал Абу-ль-Валид ан-Найсабури:
«Я не видел ни одного исламского законоведа, чтобы он занялся схоластикой и преуспел: такой теряет понимание фикха, не достигнув познания схоластики» («Табакату-ш-шафи'ийяти-ль-кубра», 3/25; «ас-Сияр» аз-Захаби, 14/202).
Итак, в трудах неашаритских учёных 4-го века по хиджре (а именно тогда зародилась ашаритская ересь) никаких хвалебных слов в адрес ашаризма вы не найдёте; содержащиеся же в ашаритских источниках положительные отзывы некоторых имамов Сунны о самом шейхе Абу-ль-Хасане аль-Аш'ари ничего не меняют, потому как в вопросах вероучения эти имамы шли ему наперерез. Читайте также:
Ложные аргументы ашаритов
Усложняющие религию
Иудейские хитрости ашаритов
Ненависть еретиков к имаму аль-Барбахари
И да благословит Аллах Своего Пророка, его семью и сподвижников.