Отрывок из ответа шейха Мухаммада аль-Мунаджжида:
"Относительно этого передано множество высказываний учёных, ссылавшихся на праведных предков из числа сахабов и табиунов. Однако нет ничего твёрдо установленного ни в Книге (Аллаха), ни в ясной Сунне, чтобы быть уверенным в каком-то из этих мнений. Тем не менее, мы перечислим здесь эти высказывания, чтобы расширить наши знания о том, что сообщают книги прошлых имамов.
Первое мнение: 950 лет; такими были слова Катады. Пришло в «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира (6/268):
«Сказал Катада: “Говорят, что весь срок его жизни был равен тысяче лет без пятидесяти годов. Он прожил среди (неверных) до того, как призывать их (к Аллаху), триста лет, призывал их триста лет и прожил после потопа ещё триста пятьдесят лет”».
Подобное же сообщил Ибн Аби Хатим в своём тафсире (предание № 18 041).
Второе мнение: 1050 лет, о чём сказал Ибн Аббас. Передаётся от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он сказал:
«Аллах послал (т.е. наделил пророчеством) Нуха, когда ему было сорок лет. И он провёл среди них тысячу лет без пятидесяти годов, призывая их к Аллаху. И прожил после потопа ещё шестьдесят лет, чтобы люди размножились и расселились (по земле)».
Это (сообщение) отнесли к нему ас-Суюты в «ад-Дурру-ль-мансур» (6/455), причём все варианты передаются от Ибн Аби Шайбы (7/18), Абд бин Хумайд, Ибн аль-Мунзир, Ибн Аби Хатим, Абу-ш-Шайх (аль-Асбахани), аль-Хаким (9/251), удостоверивший его, и Ибн Мардвийя.
Третье мнение: 1020 лет; такими были слова Ка'ба аль-Ахбара. <...>
Четвёртое мнение: 1400 лет; его рассказывают от Ибн Аббаса, и такими же были слова Вахба бин Мунаббиха. <...>
Пятое мнение: 1650 лет; такими были слова Ауна бин Аби Шаддада. <...>
Шестое мнение: 1700 лет; такими были слова Икримы. <...>
Сказал Ибн Кясир в «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» (6/268), после того как назвал странными предыдущие мнения: «Слова Ибн Аббаса (о 1050 годах) наиболее близки (к реальности)»" (оригинал здесь).
К этому исследованию осталось добавить библейский вариант жизни и проповеди Нуха (Ноя):
«Ною было пятьсот лет и родил Ной [трёх сынов]: Сима, Хама и Иафета. <...> И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Бытие, с 5:32 по 6:3).
То есть Нух, по Ветхому Завету, проповедовал среди людей не более 120 лет; когда же ему исполнилось 600 лет, Аллах наслал на человечество великий потоп:
«Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришёл на землю. <...> В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие, 7:6-12).
После потопа его жизнь длилась ещё 350 лет (что полностью совпадает с мнением Катады):
«И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Бытие, 9:28-29).
Библейская версия истории этого пророка неправдоподобна ещё и потому, что согласно ей, период исламского призыва занял примерно 1/8 часть жизни Нуха, мир ему. А ведь главное предназначение любого Божьего посланника состоит в том, чтобы увещевать грешные и неверующие народы, а не просто жить среди них, и не в том, чтобы наслаждаться спокойной жизнью в кругу единоверцев.
Читайте также:
Ещё о ковчеге Нуха
Ноев ковчег и арифметика
И хвала Аллаху, Господу миров.