Благородный Коран содержит немало таких аятов, которые для немусульманина могут быть довольно неприятны, например:
«Иудеи сказали: “Узайр (Ездра) – сын Аллаха”. Христиане сказали: “Христос – сын Аллаха”. Эти слова из их уст подобны словам тех, которые отвергли веру до них. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены (от Истины)! Они признали господами помимо Аллаха своих книжников и монахов, а также Христа, сына Марьям (Марии). А ведь им было приказано поклоняться не иначе, как Единому Богу, кроме Которого нет (достойных) божеств. Он превыше того, что к Нему приобщают (из идолов)!» (Коран, 9:30-31);
«Стали неверными те, которые сказали: “Воистину, Аллах – это Христос, сын Марьям”. Скажи (им, Мухаммад): “Кто имеет хоть какую-то власть наравне с Аллахом (, чтобы остановить Его), если Он пожелал бы погубить Христа, сына Марьям, его мать и всех, кто на земле?”» (Коран, 5:17);
«О те, которые уверовали! Поистине, многобожники являются (духовно) грязными. И пусть они не приближаются к Заповедной мечети после этого их года» (Коран, 9:28).
Однако в других аятах Он обращается к немусульманам вполне доброжелательно:
«О обладатели Писания (христиане и иудеи)! После периода (отсутствия Божьих) посланников к вам явился Наш Посланник, разъясняя вам (Истину), чтобы вы не говорили: “К нам не приходил ни один вестник добра и увещеватель, предостерегающий (от зла)”» (Коран, 5:19);
«Скажи: “О обладатели Писания! Давайте придём к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких (идолов) и что одни из нас не будут считать других господами наряду с Аллахом”. Если же они отвернутся, то скажите: “Свидетельствуйте, что мы – мусульмане”» (Коран, 3:64);
«Те, которые исповедуют многобожие, скажут: “Если бы Аллах пожелал, то не мы, ни наши отцы не приобщали бы (к Аллаху идолов) и ничего бы не запрещали (из того, что Он дозволил)”. Таким же образом лгали (на пророков) те, которые жили до них, пока не вкусили горечь Нашего (наказания). Скажи: “Есть ли у вас какие-то знания (об Аллахе), которые вы можете предоставить нам? Вы лишь следуете домыслам и лжёте”» (Коран, 6:148).
Итак, Аллах, с одной стороны, сурово упрекает христиан, иудеев и язычников за их взгляды, а с другой – побуждает поверить Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), отвечая на их вопросы. Отсюда понятно, что Он хоть и сердится на эти заблудшие народы, но не слепым и беспощадным гневом (какой бывает у людей); напротив, Аллах желает им верного пути, для чего и указывает на их грехи и ошибки. Это похоже на то, как отец бранит непослушных детей – но в то же время любит их, считает их частью семьи и до последнего не хочет от них отрекаться (а Аллах лучше всех земных примеров).
Доказательства этих терпимости и великодушия Творца миров мы видим каждый день: Аллах дарует немусульманам не меньше (а порой и больше) земных благ, чем исламской умме, и порядочные сроки жизни, чтобы они могли изучить Его религию (см. Является ли Аллах надменным и мстительным?). Далее, Он подаёт читателям Корана примеры прозрения и покаяния невежд и грешников:
«Они (египетские колдуны) бросили их верёвки и посохи, сказав: “Поистине, благодаря могуществу Фараона мы непременно одержим верх!” Тогда Муса (Моисей) бросил свой посох, и тот (, став змеёй,) проглотил всё, что они наколдовали. И пали чародеи ниц и сказали: “Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы и Харуна (Аарона)!”» (Коран, 26:44-48).
И если во времена Мусы (мир ему) Аллаху подчинились, раскаявшись в своих злодеяниях, колдуны – наихудшие из всех возможных врагов Ислама, то что мешает повторить этот шаг тем, кто считает себя лучше их (например, христианам)? Более того, сам пророк Муса признался, беседуя с Фараоном:
«Он (Фараон) сказал: “Разве мы не воспитывали тебя в нашем кругу (с детства)? Разве ты не провёл среди нас долгие годы своей жизни, а потом совершил тот поступок (убийство одного из египтян), который совершил? Воистину, ты – неблагодарный человек”. (Муса) ответил: “Я содеял это тогда, когда был в числе заблудших. Я сбежал от вас, когда испугался вас, но мой Господь даровал мне власть (пророчество) и сделал меня одним из (Его) посланников”» (Коран, 26:18-21).
Поэтому быть заблудшими по невежеству не зазорно, но крайне опасно двигаться в этом направлении после того, как верный путь стал очевиден для нас (см. Незнание освобождает от ответственности).
«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них – сердца, которые не помогают им разуметь, глаза, которые не помогают видеть, и уши, которые не помогают слышать. Они подобны скотине, но являются ещё более заблудшими. Они беспечны (относительно их будущего)» (Коран, 7:179);
«Те, которые не уверовали, подобны (скотине), которую кличет (пастух), а она ничего не слышит, кроме зова и крика. Они глухи, немы, слепы и ничего не разумеют» (Коран, 2:171);
«Воистину, Аллах введёт тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, в Райские сады, где текут реки. А неверующие наслаждаются (в этом мире) и едят, подобно скоту. Огонь станет местом их (вечного) пребывания!» (Коран, 47:12);
«Пусть тебя не печалят те, которые наперегонки спешат к неверию. Поистине, они ничем не навредят Аллаху. Аллах желает оставить их без удела в будущей жизни, и им уготованы великие мучения. Поистине, те, которые променяли веру на неверие, не причинят никакого вреда Аллаху, и их ожидает мучительное наказание. И пусть те, которые отвергли веру, не думают, что Мы продлеваем им жизнь, желая блага для них. Мы продлеваем им жизнь, чтобы они приумножили свои грехи, и им уготованы унизительные страдания» (Коран, 3:176-178).
Слова «Мы сотворили для Геенны», «Аллах желает оставить их без удела» и «Мы продлеваем им жизнь, чтобы они приумножили свои грехи» означают, что Аллах предвидит мрачный конец многих Его рабов – но, тем не менее, даёт им шанс покаяться и уверовать (чтобы Его наказание было справедливым). Однако нам Он не открыл эти знания, и потому у нас нет права пообещать кому-то из людей Рай или Ад – конечно, кроме тех, чья участь предсказана в Коране и достоверных хадисах.
Сравнение со скотом тех людей, которые сознательно отрицали веру в Аллаха и Его пророков и скончались на этом неверии, кому-то покажется грубым, но оно как нельзя более точно передаёт их полное равнодушие к угрозам Аллаха, как и полную покорность страстям. Ведь главная разница между скотом и дикими зверями – в том, что первые довольны сиюминутным комфортом и глубоко безразличны к тому, что с ними сделает хозяин завтра (зарежет, усыпит, продаст и др.):
«Неужели они (люди) не видят, как из того, что совершили (или сотворили) Наши руки, Мы создали для них скот, которым они владеют? Мы подчинили его им – на одних (животных) они ездят, а другими питаются» (Коран, 36:71-72).
Аналогично и неверные (которым суждено умереть в неверии) наслаждаются мимолётными благами этого мира, не отягощая себя мыслями о том, что с ними будет после смерти. Эти думы не для них, это – «для монахов, которым нечем заняться». Скоты послушно наращивают мясо и жир для мясной лавки и не хотят на волю, даже если путь к побегу открыт; кяфиры так же покорно готовятся стать топливом для адского Огня, игнорируя все предупреждения пророков Аллаха. Наконец, и у тех, и у других весьма развиты стадные инстинкты: большинство кяфиров всегда оправдывали их неверие и идолопоклонство тем, что «все в моём народе (моей стране) так живут». Принять Ислам (причём подлинный Ислам, не смешанный с ложью и глупостями) – значит отбиться от стада, потерять почёт и уважение соплеменников.
Но, это, повторяю, сказано только о тех, кому Аллах предписал умереть неверными; мы не можем распространить эти аяты на тех, чья судьба в загробном мире нам неизвестна, и оправдать ими несправедливое отношение к кому-то из людей (однако можем устрашать ими того, кто ещё жив, дабы он задумался о своём будущем). В целом мусульмане обязаны соблюдать фундаментальные права иноверцев, примером чего были договоры, заключённые между Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижниками и неисламскими народами того времени (см. также Благонравие в Исламе):
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Амр бин аль-‘Ас гарантирует жителям Египта неприкосновенность их жизней, имущества и религии, их храмов и крестов, их суши и моря. Никто не имеет права входить к ним (в дома) против их воли или забирать у них что-либо, и с ними не будут жить нубийцы. Жители Египта должны выплачивать джизью, если они согласны с этим мирным договором. Во время подъёма уровня воды в их реке (Ниле) это составляет 50 000 000 дирхемов (для всех египетских христиан). Они отвечают за преступления разбойников из их числа. Если кто-то отказывается соблюдать договор, с остальных снимается часть джизьи, возложенная на него, а сам он лишается защиты. А когда уровень воды в Ниле падает, джизья также уменьшается. Тот из римлян (византийцев) или нубийцев, кто присоединится к этому мирному договору, обретёт такие же права и понесёт те же обязанности, что и остальные жители Египта. А кто не желает присоединяться к договору и желает уйти (из страны), тому гарантируется безопасность до тех пор, пока он не доберётся до своего убежища. Этот договор дан вам Аллахом и Его Посланником, и халифы и все верующие обязуются соблюдать его. Нубийцы, которые присоединились к договору, должны предоставить столько-то голов овец и коней в обмен на защиту от нападения и разрешить торговлю в Египте и ввоз и вывоз товаров» («Тариху-р-русули ва-ль-мулюк» ат-Табари, 2/514-515; «аль-Бидая ва-н-нихая» Ибн Кясира, 10/91-92).
И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.