В сунне нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть пара хадисов, очень неприятных для защитников мазхабизма (о которых они предпочитают не упоминать):
«Если вы услышите от меня хадис, который воспринимают ваши сердца, и не противятся (ему) ваши волосы и кожа, и вы посчитаете, что он близок к вам, то я ближе к нему, чем вы. Если же вы услышите от меня хадис, который не воспринимают ваши сердца и отвергают ваши волосы и кожа, и вы посчитаете, что он далёк от вас, то я дальше от него, чем вы» (Ахмад, Абу Я'ля, аль-Баззар; аль-Хайсами назвал его достоверным. См. «Маджма'у-з-заваид», 1/150);
«Благочестие есть то, в чём почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное — это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе, (что ты поступил правильно)» (Ахмад, ад-Дарими и ат-Табарани; удостоверен аль-Хайсами и ан-Навави. См. «Маджма'у-з-заваид», 10/294).
Т.е. мусульманин вправе не принимать странные и абсурдные хадисы, достоверность которых неизвестна — равно как и странные фетвы, не подкреплённые шариатскими доводами.
Сказал имам аль-Ауза'и: «Мы узнавали некоторый хадис и отказывались принимать его от наших приверженцев — подобно тому как отказывались принимать фальшивый дирхем у менялы. Мы принимали то, что они поняли, и оставляли то, что они отвергли».
Спросили однажды имама Ахмада: «О Абу Абдилля, ты говоришь о том, что такой-то хадис неприемлем. Как ты узнал об этом, если даже не записал весь хадис целиком?» Он ответил: «Мы подобны тому, кто расплачивается наличными деньгами, хотя в его руке не оказалась вся их сумма. Когда в его руке окажется динар, он знает, что тот хорош или скверен» («Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям» Ибн Раджаба, 2/106-107).
То же самое верно и для фетв: хафиз Ибн Раджаб рассказал:
«Ахмад и другие имамы упрекали суфиев, рассуждающих о тревоге и (сомнительных) мыслях тогда, когда их речи об этом не опирались на шариатский довод, а были всего лишь догадками и проявлением личных симпатий — как, например, он порицал разговоры о вопросах дозволенного и запретного, основанные на простых домыслах, без какого-либо шариатского доказательства.
Что же насчёт того, чтобы возвращаться в сомнительных вопросах к неприязни сердец, то на это указывают тексты пророческой (Сунны) и фетвы сахабов, и как мог имам Ахмад отрицать это после всего перечисленного? Тем более, что он сам изложил (исламские предания) о возвращении к (этой неприязни), согласившись с ними» («Джами'у-ль-'улюми ва-ль-хикям», 2/104).
Имам ан-Навави разъяснил это на конкретных примерах:
«Например, подарок: если он достался тебе от такого человека, бо́льшая часть имущества которого запретна, и душа твоя стала колебаться относительно его дозволенности, а муфтий дал тебе фетву о дозволенности поедания (употребления) подарка, то эта фетва не устранит сомнений. Аналогичная ситуация будет, если женщина сообщила мужчине о том, что он был вскормлен её грудным молоком вместе с такой-то девушкой (т.е. является молочньм братом той). При этом даже если муфтий вынесет решение о дозволенности брака с ней из-за отсутствия полной уверенности в молочном родстве, это решение не устранит сомнений, а поэтому следует придерживаться богобоязненности, невзирая на советы, которые будут давать человеку люди» («Шарху-ль-арба'ина-н-нававийя», стр. 102).
Наконец, Ибн аль-Кайим сказал:
«Нельзя поступать, просто исполняя фетву муфтия, если душа не чувствует уверенности и грудь (сердце) шевелится, не желая её принимать. ...пусть обратившийся за фетвой не думает, что простое (издание) фетвы разрешает ему (сделать) то, о чём он спросил, если ему известно, что в сущности дело обстоит иначе, и в груди он колеблется из-за того, что знает реальное положение дел изнутри, или сомневается в этом, или не знает о нём. Или же он знает о невежестве муфтия, его пристрастном отношении к фетве, его нежелании строго следовать Писанию и Сунне, о том, что этот муфтий знаменит своими хитростями и послаблениями в фетвах, которые противоречат Сунне, или о других причинах, подрывающих достоверность фетвы и спокойствие души» («И'ляму-ль-муваккы'ин», 4/195).
Читайте также:
Почему шариат Аллаха такой сложный?
Ошибки исламских учёных
Всемирный союз невежд
О гранях дозволенного и запретного
Дискуссия на тему мазхабов
И хвала Аллаху, Господу миров.