О беспочвенных обвинениях мусульман
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Мы уже знаем о том, как опасно незаслуженно (т.е. без соответствующей фетвы учёных) навешивать на конкретных мусульман ярлыки кяфиров и врагов Аллаха. Это отнюдь не значит, что к любому, кто назвал неверным мусульманина, с праведностью которого согласны все его знакомые, это слово непременно должно вернуться, выведя из Ислама самого обвинителя. От имама ан-Навави передаётся:
«(Учёные) разошлись в понимании этого возвращения. Некоторые говорили: к нему (высказавшему обвинение в куфре) возвращается неверие, если он мнит это дозволенным; однако это (понимание) не совпадает с контекстом сообщения. Другие сказали, что здесь имеются в виду хариджиты – потому как они считают верующих неверными. Это мнение, переданное (кады) Иядом от Малика, является слабым, а правильная позиция большинства (имамов) состоит в том, что хариджиты не становятся неверными по причине их ереси» («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 10/466; см. также «Шарху-н-Навави аля сахихи Муслим», 1/238).
Исключением является такфир в адрес пророков и иных угодников Аллаха, которым обещал Рай Сам Господь миров; поэтому хафиз Ибн Хаджар после цитирования слов ан-Навави сказал:
«Я говорю: в том, что сказал Малик, есть (правдивая) сторона, а именно: среди них (хариджитов) бывают такие, кто обвиняет в неверии множество сахабов, о вере и райском (будущем) которых свидетельствовал сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха; обвинять их в неверии значит считать ложью упомянутое свидетельство» (там же).
Также отметим, что под персональным такфиром следует понимать употребление в адрес мусульманина любых слов, которыми в Исламе называют неверных: безбожник, язычник, муна́фик, мурта́дд (вероотступник) и пр. Отдельно надо остановиться на понятии «зинди́к»:
"Зиндик подобен вероотступнику, о чём мы уже упомянули; зиндик – тот, кто демонстрирует другим свой Ислам, пытаясь скрыть неверие, т.е. он является лицемером. В эпоху Пророка, мир ему и благословение Аллаха, такого называли мунафиком, а сегодня его называют зиндиком. Сказал Ахмад: «Имущество зиндика (нужно конфисковать) в пользу казны»" («аль-Мугни» Ибн Кудамы, 6/248).
"Сказал Малик: «Зиндичество – это то, на чём были лицемеры», и аналогично используют (этот термин) множество шафиитских и иных факыхов: зиндик – тот, кто исповедует напоказ Ислам, а внутри скрывает неверие. <...>
Некотоые говорили: причина, по которой факыхи дали понятию «зиндик» то же толкование, что и мунафику, является высказывание аш-Шафи'и: «Любой вид неверия, посредством которого отошёл (от Ислама) явно или тайно кто-нибудь из зиндиков и других (вероотступников) – если он покаялся за него, то с него спадает смертная казнь». Отсюда следует, что не стоит объединять зиндика и мунафика; каждый зиндик – мунафик, но не наоборот. В Книге (Аллаха) и Сунне мунафиком назван тот, кто демонстрирует людям Ислам и утаивает внутри поклонение идолам (арабов) или иудаизм, что же до второго понятия, то не сохранилось никаких сведений о том, чтобы кто-нибудь из них исповедовал напоказ Ислам в эпоху пророчества, а Аллах знает лучше" («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 12/174).
Итак, зиндик – это вероотступник, который именует себя мусульманином и в прошлом действительно был им (или же вырос в исламской семье), а не принял религию Аллаха притворно. Использование этого слова в отношении мусульманина (говорящего и признающего шахаду) есть всё тот же персональный такфир, который в основе запрещён Аллахом.
Несколько иначе дела обстоят с названиями некоторых лжеисламских сект (например, рафидиты, джахмиты); нацепить на мусульманина одно из таких имён не является безусловным такфиром, хотя тоже представляет огромную опасность. Процитируем Ибн аль-Кайима:
"Что касается еретиков, которые в целом согласны с приверженцами Ислама, но противоречат им в некоторых основах – рафидиты, кадариты, джахмиты, крайние мурджииты и им подобные, то они подразделяются на группы.
Первая из них: это невежественный слепой последователь (ереси), у которого нет понимания. Такого человека не считают неверным или грешником и не отвергают его свидетельство, если он не в состоянии познать прямой путь. Его положение подобно положению «слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах – снисходительный, прощающий» (Коран, 4:98-99).
Вторая группа: тот, кто может задавать вопросы, стремиться к поискам верного пути и познать Истину, но оставляет это из-за своей занятости мирскими делами и вопросами управления. <...> Его положение является положением подобных ему (мусульман), пренебрегающих частью религиозных обязанностей: если ересь и страсть доминируют в нём над Сунной и верным руководством, то его свидетельство отвергают, а если доминируют Сунна и верный путь – то принимают.
Третья группа: тот, кто спрашивает и ищет, и ему становится ясен верный путь, но он уходит от него из-за слепой приверженности (лжи) и фанатизма или из-за ненависти и вражды к поборникам (Истины). Наименьший статус такого – грешник, а его (персональный) такфир является предметом иджтихада и подробного анализа" («ат-Туруку-ль-хукмийя», стр. 146-147).
И закончим ещё одним важным хадисом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на ту же тему:
«Когда один человек кинет другому обвинение в нечестии или неверии, то оно обязательно вернётся к нему самому, если адресат этого таковым не является!» (аль-Бухари, 6045).
Читайте также:
Нюансы в вопросе такфира
Ещё о поношении Аллаха и Ислама
Являются ли хариджиты и мурджииты мусульманами?
Довод против хариджитов
О проклятии
Порицание грехов мусульман
И да благословит Аллах Мухаммада, его семью и сподвижников.
Мы уже знаем о том, как опасно незаслуженно (т.е. без соответствующей фетвы учёных) навешивать на конкретных мусульман ярлыки кяфиров и врагов Аллаха. Это отнюдь не значит, что к любому, кто назвал неверным мусульманина, с праведностью которого согласны все его знакомые, это слово непременно должно вернуться, выведя из Ислама самого обвинителя. От имама ан-Навави передаётся:
«(Учёные) разошлись в понимании этого возвращения. Некоторые говорили: к нему (высказавшему обвинение в куфре) возвращается неверие, если он мнит это дозволенным; однако это (понимание) не совпадает с контекстом сообщения. Другие сказали, что здесь имеются в виду хариджиты – потому как они считают верующих неверными. Это мнение, переданное (кады) Иядом от Малика, является слабым, а правильная позиция большинства (имамов) состоит в том, что хариджиты не становятся неверными по причине их ереси» («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 10/466; см. также «Шарху-н-Навави аля сахихи Муслим», 1/238).
Исключением является такфир в адрес пророков и иных угодников Аллаха, которым обещал Рай Сам Господь миров; поэтому хафиз Ибн Хаджар после цитирования слов ан-Навави сказал:
«Я говорю: в том, что сказал Малик, есть (правдивая) сторона, а именно: среди них (хариджитов) бывают такие, кто обвиняет в неверии множество сахабов, о вере и райском (будущем) которых свидетельствовал сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха; обвинять их в неверии значит считать ложью упомянутое свидетельство» (там же).
Также отметим, что под персональным такфиром следует понимать употребление в адрес мусульманина любых слов, которыми в Исламе называют неверных: безбожник, язычник, муна́фик, мурта́дд (вероотступник) и пр. Отдельно надо остановиться на понятии «зинди́к»:
"Зиндик подобен вероотступнику, о чём мы уже упомянули; зиндик – тот, кто демонстрирует другим свой Ислам, пытаясь скрыть неверие, т.е. он является лицемером. В эпоху Пророка, мир ему и благословение Аллаха, такого называли мунафиком, а сегодня его называют зиндиком. Сказал Ахмад: «Имущество зиндика (нужно конфисковать) в пользу казны»" («аль-Мугни» Ибн Кудамы, 6/248).
"Сказал Малик: «Зиндичество – это то, на чём были лицемеры», и аналогично используют (этот термин) множество шафиитских и иных факыхов: зиндик – тот, кто исповедует напоказ Ислам, а внутри скрывает неверие. <...>
Некотоые говорили: причина, по которой факыхи дали понятию «зиндик» то же толкование, что и мунафику, является высказывание аш-Шафи'и: «Любой вид неверия, посредством которого отошёл (от Ислама) явно или тайно кто-нибудь из зиндиков и других (вероотступников) – если он покаялся за него, то с него спадает смертная казнь». Отсюда следует, что не стоит объединять зиндика и мунафика; каждый зиндик – мунафик, но не наоборот. В Книге (Аллаха) и Сунне мунафиком назван тот, кто демонстрирует людям Ислам и утаивает внутри поклонение идолам (арабов) или иудаизм, что же до второго понятия, то не сохранилось никаких сведений о том, чтобы кто-нибудь из них исповедовал напоказ Ислам в эпоху пророчества, а Аллах знает лучше" («Фатху-ль-Бари» Ибн Хаджара, 12/174).
Итак, зиндик – это вероотступник, который именует себя мусульманином и в прошлом действительно был им (или же вырос в исламской семье), а не принял религию Аллаха притворно. Использование этого слова в отношении мусульманина (говорящего и признающего шахаду) есть всё тот же персональный такфир, который в основе запрещён Аллахом.
Несколько иначе дела обстоят с названиями некоторых лжеисламских сект (например, рафидиты, джахмиты); нацепить на мусульманина одно из таких имён не является безусловным такфиром, хотя тоже представляет огромную опасность. Процитируем Ибн аль-Кайима:
"Что касается еретиков, которые в целом согласны с приверженцами Ислама, но противоречат им в некоторых основах – рафидиты, кадариты, джахмиты, крайние мурджииты и им подобные, то они подразделяются на группы.
Первая из них: это невежественный слепой последователь (ереси), у которого нет понимания. Такого человека не считают неверным или грешником и не отвергают его свидетельство, если он не в состоянии познать прямой путь. Его положение подобно положению «слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах – снисходительный, прощающий» (Коран, 4:98-99).
Вторая группа: тот, кто может задавать вопросы, стремиться к поискам верного пути и познать Истину, но оставляет это из-за своей занятости мирскими делами и вопросами управления. <...> Его положение является положением подобных ему (мусульман), пренебрегающих частью религиозных обязанностей: если ересь и страсть доминируют в нём над Сунной и верным руководством, то его свидетельство отвергают, а если доминируют Сунна и верный путь – то принимают.
Третья группа: тот, кто спрашивает и ищет, и ему становится ясен верный путь, но он уходит от него из-за слепой приверженности (лжи) и фанатизма или из-за ненависти и вражды к поборникам (Истины). Наименьший статус такого – грешник, а его (персональный) такфир является предметом иджтихада и подробного анализа" («ат-Туруку-ль-хукмийя», стр. 146-147).
И закончим ещё одним важным хадисом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на ту же тему:
«Когда один человек кинет другому обвинение в нечестии или неверии, то оно обязательно вернётся к нему самому, если адресат этого таковым не является!» (аль-Бухари, 6045).
Читайте также:
Нюансы в вопросе такфира
Ещё о поношении Аллаха и Ислама
Являются ли хариджиты и мурджииты мусульманами?
Довод против хариджитов
О проклятии
Порицание грехов мусульман
И да благословит Аллах Мухаммада, его семью и сподвижников.