Когда Аллах возвысился над Троном?
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Джахмиты и их духовные наследники, отрицая физическую возвышенность Аллаха над творениями, нередко спрашивают нас: если Творец с самого начала был выше Своих созданий, то почему Он использует слово «потом» в нижеследующих аятах:
«Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознёсся на Трон» (25:59);
«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознёсся на Трон» (10:3);
«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон» (57:4)?
Ведь из них прямо вытекает, что в дни создания небес и земли Аллах не был возвышен над Троном!
Отвечая им, приведём слова Ибн Аббаса:
«Поистине, (Аллах) сотворил землю за два дня — раньше сотворения неба, потом обратился к небу и обустроил его в течение двух других дней, потом спустился к земле и распростёр её, выведя из неё воду и пастбища, проложил в ней реки, и провёл по ней дороги, и сотворил горы, пески, холмы и то, что между ними, в течение ещё двух дней» («аль-Му'джаму-ль-кябир» ат-Табарани, 10/246; достоверность предания подтвердил Ибн аль-Кайим в «Иджтима'у-ль-джуюши-ль-ислямийя», 1/250. См. также «Китабу-ль-'арш» аз-Захаби, 2/173).
Также от Ибн Аббаса передаётся:
«Поистине, Аллах, могуч Он и почтенен, сотворил Трон, вознесясь над Ним, потом сотворил Перо, приказав ему двигаться (т.е. писать) только с Его разрешения» («аль-Му'джаму-ль-кябир», хадис № 10595. ас-Суюты и аль-Аджлюни назвали хадис хорошим. См. «Асрару-ль-кяун», стр. 3 и «Кяшфу-ль-хафаи ва музилю-ль-ильбас», 1/263);
«Первым, что сотворил Аллах, был Трон, и Он вознёсся на него» («аль-Кямилю фи-т-тарих» Ибн Асира, 1/19).
Отсюда понятно, что Аллах был возвышен над Троном с первых же дней истории мироздания, однако на какое-то время Он приблизился к земле, приведя в порядок её поверхность — а затем вновь вознёсся на Трон. Никакого противоречия с тем, что говорится во множестве шариатских текстов о физической высоте Аллаха, здесь нет — как нет противоречия этих текстов с хадисом о нисхождении Творца на ближнее небо каждую ночь.
Читайте также:
Усложняющие религию
О буквальном переводе имён и атрибутов Аллаха
О «вездесущности» Аллаха
Где Аллах?
аль-Альбани и достоверность хадисов
И хвала Аллаху, Господу миров.
Джахмиты и их духовные наследники, отрицая физическую возвышенность Аллаха над творениями, нередко спрашивают нас: если Творец с самого начала был выше Своих созданий, то почему Он использует слово «потом» в нижеследующих аятах:
«Он сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней, а потом вознёсся на Трон» (25:59);
«Воистину, ваш Господь — Аллах, Который создал небеса и землю за шесть дней, а потом вознёсся на Трон» (10:3);
«Он — Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознёсся на Трон» (57:4)?
Ведь из них прямо вытекает, что в дни создания небес и земли Аллах не был возвышен над Троном!
Отвечая им, приведём слова Ибн Аббаса:
«Поистине, (Аллах) сотворил землю за два дня — раньше сотворения неба, потом обратился к небу и обустроил его в течение двух других дней, потом спустился к земле и распростёр её, выведя из неё воду и пастбища, проложил в ней реки, и провёл по ней дороги, и сотворил горы, пески, холмы и то, что между ними, в течение ещё двух дней» («аль-Му'джаму-ль-кябир» ат-Табарани, 10/246; достоверность предания подтвердил Ибн аль-Кайим в «Иджтима'у-ль-джуюши-ль-ислямийя», 1/250. См. также «Китабу-ль-'арш» аз-Захаби, 2/173).
Также от Ибн Аббаса передаётся:
«Поистине, Аллах, могуч Он и почтенен, сотворил Трон, вознесясь над Ним, потом сотворил Перо, приказав ему двигаться (т.е. писать) только с Его разрешения» («аль-Му'джаму-ль-кябир», хадис № 10595. ас-Суюты и аль-Аджлюни назвали хадис хорошим. См. «Асрару-ль-кяун», стр. 3 и «Кяшфу-ль-хафаи ва музилю-ль-ильбас», 1/263);
«Первым, что сотворил Аллах, был Трон, и Он вознёсся на него» («аль-Кямилю фи-т-тарих» Ибн Асира, 1/19).
Отсюда понятно, что Аллах был возвышен над Троном с первых же дней истории мироздания, однако на какое-то время Он приблизился к земле, приведя в порядок её поверхность — а затем вновь вознёсся на Трон. Никакого противоречия с тем, что говорится во множестве шариатских текстов о физической высоте Аллаха, здесь нет — как нет противоречия этих текстов с хадисом о нисхождении Творца на ближнее небо каждую ночь.
Читайте также:
Усложняющие религию
О буквальном переводе имён и атрибутов Аллаха
О «вездесущности» Аллаха
Где Аллах?
аль-Альбани и достоверность хадисов
И хвала Аллаху, Господу миров.