Голос Аллаха
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предсказал:
«(В День воскресения) Аллах, могуч Он и почтенен, скажет: "О Адам!" (Адам) откликнется: "Вот я перед Тобой и готов служить Тебе!" И к нему обратится голос (Аллаха): "Поистине, Аллах повелевает тебе вывести тех, кто воскрешён для Огня!" (Адам) спросит: "О Господи, а сколько их, воскрешённых для Огня, в каждой тысяче, которую я вижу?" (Аллах) скажет: "Девятьсот девяносто девять (человек)"» (аль-Бухари, 4464).
Отсюда мы ясно понимаем, что у Всевышнего Аллаха есть собственный Голос, состоящий из понятных для человека букв и слов. В другом, менее важном месте своего «Сахиха» аль-Бухари приводит хадис от Анаса:
"Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит:
«Аллах соберёт рабов (в Судный День) и воззовёт к ним таким голосом, который тот, кто далёк от Него, услышит в той же мере, что и близкий к Нему: “Я — Царь и Я — Воздающий справедливо!”»" (также эту его фразу сообщили Ахмад и аль-Хаким, а Али аль-Хайсами назвал хадис хорошим. См. «Маджма'у-з-заваид», 10/351).
Как прокомментировал хафиз Ибн Хаджар:
"Некоторые имамы поняли под этим метафору, (где имя глашатая) опущено: «Он повелит кому-то воззвать». Но сочли это невероятным другие, кто верил в существование Голоса (у Аллаха) — потому как в словах (Пророка, мир ему и благословение Аллаха) «услышит тот, кто далёк» содержится ясное указание на то, что (этот Голос) не будет исходить от творений, ибо подобное не было поручено никому среди них. <...> Мудрость того, что (голос Аллаха) не вписывается в законы (распространения) обычных, сотворённых голосов, для которых очевидна разница в слышимости между близким и далёким, состоит в том, что (рабы легко) могут разпознать услышанное как речь Аллаха — подобно тому, как Муса, когда Аллах беседовал с ним, слышал Его отовсюду" («Фатху-ль-Бари», 13/457). См. Неверные представления о некоторых учёных
К числу имамов, согласных с тем, что Творец миров обладает таким атрибутом, как Голос, принадлежал и сам аль-Бухари:
"Передаётся от Абу Мусы (аль-Аш'ари):
«Как-то раз мы были в пути вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и взошли на горный перевал. Среди нас был мужчина, который, поднявшись на него, произнёс (громко): “Нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик!” Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Воистину, вы не обращаетесь к глухому или отсутствующему”, — а он сидел на мулице, которую это встревожило».
<...>
И упоминают от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он любил, когда мужчина (говорит) тихим голосом и не любил громкий голос, и (поведал), что Аллах обращается к (творениям) таким голосом, который тот, кто далёк от Него, услышит в той же мере, что и близкий к Нему. И нет (такой способности) у кого-то другого помимо Аллаха, почётно и возвышенно Его поминание. В этом есть указание на то, что голос Аллаха не подобен голосам творений, потому что голос Аллаха слышен издалека точно так же, как он слышен с близкого расстояния" («Хальку аф'али-ль-'ибад», стр. 98).
Здесь надо отметить, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и учёные нашей уммы имели в виду физическую близость Аллаха к Его рабам, а отнюдь не близость, означающую Его довольство:
"Кто уверовал в то, что Аллах находится над Своим троном выше небес, тот твёрдо убеждён в том, что вершина горы ближе к Аллаху, чем её нижняя часть, и что седьмое небо ближе к трону Всевышнего Аллаха, чем шестое, а шестое ближе, чем пятое, и так далее вплоть до земли. Передал Исхак бин Ибрахим (Ибн Рахавейх) аль-Ханзали от Ибн аль-Мубарака, что тот сказал: «Верхушка минарета ближе к Аллаху, чем его фундамент»" («Накду-д-Дарими аля-ль-Мариси», 1/504).
Доказательства того, что Всевышний Аллах имеет Голос, есть и в Коране:
«Тогда Господь их воззвал к ним: "Разве Я не запретил вам (вкушать с) этого дерева и не сказал вам, что Шайтан — явный враг для вас обоих?"» (7:22);
«В тот День Он воззовёт к ним (неверным) и скажет: "Где же Мои сотоварищи, в существовании которых вы были уверены?"» (28:62);
«Мы воззвали к нему (Мусе) с правой стороны горы и и приблизили его для тайной беседы с ним» (19:52).
Шейху-ль-ислам Ибн Таймия, приведя эти аяты, пояснил:
"«Зов» в арабском языке — это повышенный голос. Слово «зов» не используется (арабами) для того, что не является голосом — ни в прямом, ни в переносном смысле" («Маджму'у-ль-фатава», 6/530).
Остаётся только удивляться, как заблудшим сектам могла прийти в голову мысль о том, что Аллах не может напрямую говорить с людьми такой же речью, которую они используют в общении между собой?
Читайте также:
Коран вечен
О голени Аллаха
Мы ли неверные?
Что такое таухид?
И хвала Аллаху, Господу миров.
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предсказал:
«(В День воскресения) Аллах, могуч Он и почтенен, скажет: "О Адам!" (Адам) откликнется: "Вот я перед Тобой и готов служить Тебе!" И к нему обратится голос (Аллаха): "Поистине, Аллах повелевает тебе вывести тех, кто воскрешён для Огня!" (Адам) спросит: "О Господи, а сколько их, воскрешённых для Огня, в каждой тысяче, которую я вижу?" (Аллах) скажет: "Девятьсот девяносто девять (человек)"» (аль-Бухари, 4464).
Отсюда мы ясно понимаем, что у Всевышнего Аллаха есть собственный Голос, состоящий из понятных для человека букв и слов. В другом, менее важном месте своего «Сахиха» аль-Бухари приводит хадис от Анаса:
"Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит:
«Аллах соберёт рабов (в Судный День) и воззовёт к ним таким голосом, который тот, кто далёк от Него, услышит в той же мере, что и близкий к Нему: “Я — Царь и Я — Воздающий справедливо!”»" (также эту его фразу сообщили Ахмад и аль-Хаким, а Али аль-Хайсами назвал хадис хорошим. См. «Маджма'у-з-заваид», 10/351).
Как прокомментировал хафиз Ибн Хаджар:
"Некоторые имамы поняли под этим метафору, (где имя глашатая) опущено: «Он повелит кому-то воззвать». Но сочли это невероятным другие, кто верил в существование Голоса (у Аллаха) — потому как в словах (Пророка, мир ему и благословение Аллаха) «услышит тот, кто далёк» содержится ясное указание на то, что (этот Голос) не будет исходить от творений, ибо подобное не было поручено никому среди них. <...> Мудрость того, что (голос Аллаха) не вписывается в законы (распространения) обычных, сотворённых голосов, для которых очевидна разница в слышимости между близким и далёким, состоит в том, что (рабы легко) могут разпознать услышанное как речь Аллаха — подобно тому, как Муса, когда Аллах беседовал с ним, слышал Его отовсюду" («Фатху-ль-Бари», 13/457). См. Неверные представления о некоторых учёных
К числу имамов, согласных с тем, что Творец миров обладает таким атрибутом, как Голос, принадлежал и сам аль-Бухари:
"Передаётся от Абу Мусы (аль-Аш'ари):
«Как-то раз мы были в пути вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и взошли на горный перевал. Среди нас был мужчина, который, поднявшись на него, произнёс (громко): “Нет бога, кроме Аллаха, Аллах велик!” Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Воистину, вы не обращаетесь к глухому или отсутствующему”, — а он сидел на мулице, которую это встревожило».
<...>
И упоминают от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что он любил, когда мужчина (говорит) тихим голосом и не любил громкий голос, и (поведал), что Аллах обращается к (творениям) таким голосом, который тот, кто далёк от Него, услышит в той же мере, что и близкий к Нему. И нет (такой способности) у кого-то другого помимо Аллаха, почётно и возвышенно Его поминание. В этом есть указание на то, что голос Аллаха не подобен голосам творений, потому что голос Аллаха слышен издалека точно так же, как он слышен с близкого расстояния" («Хальку аф'али-ль-'ибад», стр. 98).
Здесь надо отметить, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и учёные нашей уммы имели в виду физическую близость Аллаха к Его рабам, а отнюдь не близость, означающую Его довольство:
"Кто уверовал в то, что Аллах находится над Своим троном выше небес, тот твёрдо убеждён в том, что вершина горы ближе к Аллаху, чем её нижняя часть, и что седьмое небо ближе к трону Всевышнего Аллаха, чем шестое, а шестое ближе, чем пятое, и так далее вплоть до земли. Передал Исхак бин Ибрахим (Ибн Рахавейх) аль-Ханзали от Ибн аль-Мубарака, что тот сказал: «Верхушка минарета ближе к Аллаху, чем его фундамент»" («Накду-д-Дарими аля-ль-Мариси», 1/504).
Доказательства того, что Всевышний Аллах имеет Голос, есть и в Коране:
«Тогда Господь их воззвал к ним: "Разве Я не запретил вам (вкушать с) этого дерева и не сказал вам, что Шайтан — явный враг для вас обоих?"» (7:22);
«В тот День Он воззовёт к ним (неверным) и скажет: "Где же Мои сотоварищи, в существовании которых вы были уверены?"» (28:62);
«Мы воззвали к нему (Мусе) с правой стороны горы и и приблизили его для тайной беседы с ним» (19:52).
Шейху-ль-ислам Ибн Таймия, приведя эти аяты, пояснил:
"«Зов» в арабском языке — это повышенный голос. Слово «зов» не используется (арабами) для того, что не является голосом — ни в прямом, ни в переносном смысле" («Маджму'у-ль-фатава», 6/530).
Остаётся только удивляться, как заблудшим сектам могла прийти в голову мысль о том, что Аллах не может напрямую говорить с людьми такой же речью, которую они используют в общении между собой?
Читайте также:
Коран вечен
О голени Аллаха
Мы ли неверные?
Что такое таухид?
И хвала Аллаху, Господу миров.