Кто из нас не слышал россказни великодержавных шовинистов-имперцев, оправдывающих российскую колонизацию Кавказа тем, что царская Россия «принесла варварским племенам горцев мир, процветание и прогресс»? Жаль, что сами северокавказцы ничего об этом не знали. Как писал русский историк-востоковед Адольф Берже:
«Начав приводить свой план в исполнение, граф Евдокимов, как выше сказано, выселял чеченцев из гор на плоскость; земли же, оставшиеся свободными, занял казачьими станицами, в намерении водворить чеченцев в Кабарде. Но как кабардинцы остались, то всё население Чеченского округа, состоящее из 81 360 душ, стеснилось на пространстве 76 квадратных миль; таким образом, на каждое семейство приходится в аулах от 5 до 10 десятин, то есть не более двух десятин на душу. При такой тесноте не только развитие хозяйства, но даже существование народа не может считаться обеспеченным. Теперь не проходит весны, чтобы аулы во время начала полевых работ не начинали споров между собой из-за 2-3 десятин, — споров, кончавшихся всегда схватками и убийствами. Многие из нуждающихся в земле тайком уходят в горы и водворяются в трущобах, откуда были выселены и где присутствие их положительно признано вредным для безопасности края.
С другой стороны, и наши казачьи станицы, водворённые на Ассе, и Датыхская станица, поселённая на Фартанге, выдвинутые вперёд, расположенные на местах, крайне стеснённых, лесистых, и со всех сторон окружённые населением, которое считает казаков главной причиной своего стеснения, поставлены в положение крайне невыгодное и даже опасное. Они не только не усиливают нас, но ослабляют, требуя постоянных гарнизонов от регулярных войск. Датыхская станица положительно не может существовать в настоящем положении» («Выселение горцев с Кавказа», 1880 г.).
В другом месте той же книги:
«Уничтожение нашего черноморского флота и стеснительные условия Парижского трактата не дозволили нам, как это было прежде, базироваться на Чёрном море и неизбежно заставили признать правильность плана, задуманного графом Евдокимовым: базироваться при покорении Западного Кавказа на Кубанское казачье войско и линиями новых поселений стеснять постоянно горские племена до полной невозможности жить в горах. Поэтому мы только заняли со стороны Чёрного моря: на юге Сухум и Гагры, необходимые для владения Абхазией, а на севере Анапу и Новороссийск, и затем усиленным крейсерством и частыми десантами беспокоили непокорные прибрежные племена; главные же военные действия происходили на северном склоне Кавказского хребта, где наши войска систематически подвигались вперёд, опираясь на существующие поселения и устраивая новые линии. При самом начале исполнения этого плана, горцы поняли, что их ожидает, и вследствие этого в 1861 году три главные из племён: шапсуги, абадзехи и убыхи составили союз, отправили депутацию к государю императору и предлагали покорность с разными условиями. Но от них потребовали безусловной покорности и прямо объявили, что они должны выселиться из гор. Горцы взялись за оружие и весь 1862 год напрягали все усилия, но не могли остановить движения наших колонн от Анапы к востоку и от Лабы к западу и вытесненное отсюда население в числе 50 000 душ, изъявив безусловную покорность, поселилось на Кубани и при устьях рек, в неё впадающих».
А вот цитата из путевых заметок графини П.С. Уваровой от 3 июля 1886 г.:
"Черкесы, заселявшие этот край, вероятно, с очень давних пор, отнеслись весьма разумно к сельскохозяйственному богатству края: они не стеснялись и не останавливались пред глубокой обработкой отдельных горных полян и, заселив все горные ущелья, сумели, несмотря на постоянные набеги, жить с достатком, иметь поля и фруктовые сады, водить пчёл, рогатый скот и целые табуны лошадей. Достатка этого хватало и на лихого скакуна, и на богатое вооружение, и на изящную одежду. Теперь всё изменилось: край покорён, черкесы выселены и новые поселенцы — малороссы, казаки, греки поля запустили, фруктовые сады уничтожили, леса вырубают, а сами, несмотря на благодатный край, ходят такими же нищими, голыми, невзрачными, как и на севере. Приедешь в станицу — построек мало, земли пропасть; вместе с тем нет ни куска мяса, ни курицы, ни яйца, ни хлеба, ни крынки молока, ни зерна овса, ни клока сена. Хлеба и тут, подобно нашим средними северным губерниям, не хватает дальше января. Спрашиваем: «отчего не сеете больше?» Ответ один: «сил не хватает»; и одна и та же причина: лень, нерадение и крайнее невежество. Становится и горько, и досадно смотреть на этих поселян: насилу двигаются, насилу отвечают, грязны до безобразия, начальство же их (избранные или назначенные старосты) и та молодёжь, которая вращается среди них с какой-либо служебной или научной целью, — все поголовно какие-то униженные, бескостные, бескровные существа" (полностью здесь).
Впрочем, если отвлечься от моральной стороны дела и обсуждать сам факт массовой депортации горцев, то мы должны признать, что карательная политика царских властей являлась ничем иным, как наказанием Аллаха для суфийских шейхов Кавказа и их слепой паствы, погрязшей в невежестве, суевериях и могилопоклонстве. Читайте также:
Вот почему мусульмане Кавказа были завоёваны Россией
Предшественники русских мусульман
Пьянство в царской России накануне её краха
Быт дореволюционной башкирской деревни
Русская деревня накануне краха Российской империи
И хвала Аллаху, Господу миров.