Наступивший день 30-го Рамадана стал серьёзным испытанием для многих мусульман в России и странах ближнего зарубежья. Большинство муфтиятов в постсоветских республиках сегодня «празднуют Ураза-байрам», не обращая внимания ни на Луну, ни на остальной исламский мир. К ним примкнули и некоторые саляфиты, ухватившись за пару фетв поздних учёных (в основном аль-Альбани) о том, что мусульманин должен поститься и разговляться вместе с имамами своей страны, независимо от того, правы они или нет. Однако на сей счёт есть другие и намного более обоснованные мнения! Во-первых, слова шейха Салиха аль-Фаузана:
«Что касается тех, кто постится, опираясь на сообщения математиков, (заранее вычисляющих даты начала и конца Рамадана), то они совершают грех, даже если и окажутся правы, потому что они поступают не так, как им повелено. Их поведение, опирающееся на слова математиков, приводит к тому, что они начинают поститься до наступления времени поста» (оригинал здесь).
Далее, шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, говорил:
«Как поститься мусульманам в некоторых странах неверных, где нет шариатских наблюдений (за Луной)? Они могут установить появление молодого месяца, придерживаясь пути шариата – т.е. показывать друг другу этот месяц, если это возможно. Если же это невозможно, то мы скажем, (возвращаясь) к первому мнению в этом вопросе: когда видение молодого месяца будет установлено в исламской стране, они будут поступать сообразно этому видению, независимо от того, видели они его сами или же нет» («48 вопросов об уразе», стр. 21).
Наконец, шейх Убайд аль-Джабири, отвечая на вопрос о мусульманах, находящихся в стране, где начало и конец Рамадана не определяют по видению Луны, сказал:
«В основе они не должны следовать за (правителем) в этом, ибо это противоречит сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они не должны следовать ему ни в посте, ни в разговении. В этом их положении возможны две ситуации. Первая: если они боятся притеснения несправедливым правителем, то пост, (к которому их принуждают), они должны выбрать вне всяких сомнений – а нарушить его скрытно. Либо они должны считать его добровольным, и недопустимо, чтобы они считали его обязательным. Что же касается разговения, (к которому их принуждают), то они должны поститься тайно» (оригинал здесь).
Важно помнить и о том, что праздничную молитву разрешается сделать на день позже, если она по каким-то причинам была пропущена. Умайр бин Анас сообщил:
"Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из числа ансаров рассказывали: «Когда мы соблюдали пост, мы не увидели луну месяца шавваль, (указывающую на завершение поста), и стали поститься на следующий день. Затем, в конце дня приехала группа всадников, и они сообщили Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что вчера видели луну. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел прервать пост и выходить на праздничную молитву на следующий день»" (Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Насаи. Достоверность подтвердил ад-Даракутни. См. «Насбу-р-рая» аз-Зайля'и, 2/254-255).
А вот сознательно нарушать пост Рамадана с намерением возместить его в другое время никто из праведных предков не дозволял (не считая, конечно, больных, путников, беременных и кормящих женщин)! Довольно известны слова Абу Хурайры и других сахабов о том, что мусульманин, беспричинно прервавший уразу в месяц Рамадан, никогда не сможет возместить этот день (см. «Сахих» аль-Бухари, 2/683; «ас-Сунану-ль-кубра» ан-Насаи, 2/245-246; «Сунаны» Ибн Маджи, Абу Дауда и ат-Тирмизи. аль-Хайсами подтвердил достоверность соответствующего изречения Ибн Мас'уда. См. «Маджма'у-з-заваид», 3/168).
Поэтому шейху-ль-ислам Ибн Таймия говорил:
«Тот, кто намерено нарушил пост или пропустил молитву, не может их возместить» («Ихтиярату-ль-фикхийя», стр. 65).
И потом, возникает резонный вопрос: а где границы этой игры с датами? Как быть, если какой-нибудь суфийский шейх в кавказском ауле примет решение разговляться в середине Рамадана? Или держать обязательный пост в шаввале? Тоже следовать? Или всё-таки подчиняться приказам и запретам Аллаха?
Пусть Аллах убережёт нас всех от лицемерия и лизоблюдства перед тагутами! Читайте также:
Начало и конец Рамадана
Когда начинается Рамадан?
О возмещении поста
Когда отмечать исламские праздники?
И хвала Аллаху, Господу миров.