Цитата из книги Виктора Печорина «Седьмое доказательство»:
"Даже некоторые апологеты Церкви, возложившие на себя обязанность отстаивать чистоту христианского учения, оказались не чужды распространённому суеверию. Они, например, допускали, в качестве исключения, возможность самопроизвольного зарождения для всяких мелких тварей – мух, мышей, червей, лягушек, вшей и т. п., что иногда объяснялось происками Сатаны. Например, Фома Аквинский (1225—1274) полагал, что большинство паразитов и других вредных животных зарождаются по воле Дьявола, который стремится таким изощрённым способом нанести вред человеку. «Даже те черви, которые в аду мучают грешников, возникают там в результате гниения их грехов».
В другом месте св. Фома писал: «Virtus coeli, loco spermatis, sufficit cum elementis et putrefactione ad generationem animalium imperfectorum» – «Силы неба без всякой спермы довольно для порождения несовершенных животных с помощью элементов и процесса гниения».
Непоследовательная позиция «отцов Церкви» – с одной стороны, и загнанное «в подполье», но до конца не искоренённое суеверие – с другой, породили феномен «двоемыслия», свойственный средневековому сознанию. Он состоял в противоестественном сочетании веры в учение Церкви – с самыми дикими атавизмами первобытного и языческого сознания, которые находили выход в виде народной магии, колдовства и ведовства.
<...>
Расцвет теории самозарождения живых организмов пришёлся на XVI век: именно тогда среди европейских алхимиков особую популярность приобрела идея гомункула – искусственно выведенного в пробирке человека. Очевидно, основу этой идеи составила каббалистическая легенда о големе – человекоподобном существе, созданном из глины, земли или другой неживой материи при помощи магических заклинаний и обрядов. Парацельс (1493—1541) оставил нам вот такой рецепт изготовления гомункула: взять «известную человеческую жидкость» (мочу) и заставить её гнить сначала 7 суток в запечатанной тыкве, а затем в течение сорока недель в лошадином желудке, ежедневно добавляя человеческую кровь. И в результате «произойдёт настоящий живой ребёнок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста».
Да и в XVII веке, когда на смену алхимии и магии пришла уже настоящая наука, идея самозарождения не собиралась сдавать свои позиции. Что бы вы сказали, уважаемый читатель, о таком способе искусственного выведения мышей: открытый кувшин нужно набить нижним бельём, хорошенько пропитанным потом, и добавить туда горсть пшеницы. Приблизительно через 3 недели в кувшине появится мышь, «поскольку закваска, находившаяся в белье, проникает через пшеничную шелуху и превращает пшеницу в мышь».
Нет, это вовсе не глупая шутка и не бред душевнобольного – в действенности этого рецепта на полном серьёзе был убеждён знаменитый нидерландский врач и учёный Иоганн-Баптист ван Гельмонт (1578—1644), человек, совершивший немало научных открытий и впервые введший в научный оборот термин «газ» («Ortus medicinae», 1652)!
Чаще всего для доказательства самозарождения предлагался другой эксперимент. Нужно было положить в горшок кусок мяса и поставить в тёплое место. Через некоторое время из гниющего продукта начнут вылезать белые червячки, которые, очевидно, «самозародились». И действительно, этот «эксперимент» практически всегда завершался успехом!
Вакханалия дурно пахнущего суеверия продолжалась до тех пор, пока в 1668 году тосканский врач Франческо Реди (1626—1698) экспериментально не доказал, что белые черви, которые встречаются в мясе, являются личинками мух, и что они появляются в мясе только после того, как мухи отложат на нём яйца. Доказать это оказалось несложно. Реди взял два куска мяса, положил их в два горшочка, и один из них накрыл тончайшей неаполитанской кисеёй. Сняв через некоторое время кисею, он убедился, что в накрытом горшочке никаких червячков в мясе не было, тогда как в открытом их было полно. Следовательно, «большинство насекомых и червей не самозарождается» – заключил экспериментатор" (скан здесь).
Надо ли говорить, что учёные исламской уммы никогда в подобные алхимические небылицы не верили. Вот как, например, они понимали слова Всевышнего Аллаха
«Ты выводишь живое из мёртвого и выводишь мёртвое из живого» (3:27):
"Сказал аль-Хасан (аль-Басри): «Это значит, что Ты выводишь (творишь) верующего из неверного и неверного из верующего» <...> Но многие учёные пришли к тому мнению, что жизнь и смерть в этом аяте являются реальными, (а не образными). Сказал Икрима: «Так (Аллах) выращивает курицу, которая жива, из яйца, которое мёртво, и извлекает мёртвое яйцо из живой курицы». Сказал Ибн Мас'уд: «Так капля семени, которая мертва, выходит из мужчины, который жив, а из неё, мёртвой, вырастает живой мужчина». Сказали Икрима и ас-Судди: «Так зёрнышко выходит из колоса, а колос вырастает из зёрнышка, косточка (финика) выходит из пальмы, а пальма вырастает из косточки»" («Тафсиру-ль-Куртуби», 4/53-54);
"Сказали Ибн Мас'уд, Са'ид бин Джубайр, Муджахид и Катада: «Смысл аята – в том, что животное вырастает из капли семени, которая мертва, а капля семени выходит из животного»" («Тафсиру-ль-Багави», 2/24).
При этом никто из мусульман не отрицает, что Аллах может создавать живые существа напрямую из земли, камней или огня – но лишь в крайне редких случаях. Читайте также:
Ислам и естествознание
Без комментариев
О древних великанах
Вкратце об атеизме
Вклад исламской уммы в развитие математики
И хвала Аллаху, Господу миров.