russ_muslim (russ_muslim) wrote,
russ_muslim
russ_muslim

Categories:

Антинаучное мракобесие христиан (продолжение)

Цитата из книги В.И. Вернадского «Труды по всеобщей истории науки»:

«Наряду с этим Лактанций и другие учёные теологи выработали своё мировоззрение, более или менее правильно толкуя места Ветхого Завета, касающиеся Земли. Это воззрение было в конце концов приведено в систему и доведено до абсурда в VI в. (ок. 547) византийским монахом из Египта Косьмой Индокопловом; оно никогда не было общепринятым в церкви — ни в восточной, ни в западной, по пользовалось большим авто­ритетом, особенно на греческом Востоке и, как я уже говорил, держалось до XVI—XVII вв. Новые исследователи нашли в его воззрениях даже отражение и более или менее ясную окраску библейских воззрений древнеегипетским язычеством, что вполне возможно, ибо толкование мест Ветхого Завета по различным переводам при отсутствии настоящей кри­тики текста и знания подлинников должно было [привести] и приводило только к ошибкам и противоречиям. Но, в общих чертах, это воззрение более или менее ясно высказывалось и до Косьмы. Мы его видим, на­пример, у византийских несториан, например, Феодора из Мопсуесты. По некоторым из этих воззрений, Земля имеет форму более или менее круг­лого диска, в центре которого находится Иерусалим, а кругом океан, за которым царит вечная тьма и покоятся основания небесного свода.

Одни, ссылаясь ка книгу Иова, думали, что земной диск висит в возду­хе; другие на основании выражений псалмопевца, помещали его среди океана. Мир висит, опираясь на волю — твердыню Божию. К этому дис­ку прикреплён небесный свод — местожительство ангелов и Бога. Косьма и раньше Феодор Мопсуест и его ученики (Севериан) придавали, та­ким образом, всему миру форму скинии. Выше небесного свода помеща­лось вместилище вод.

В общем, как мы видели, этих воззрений держались творцы Рефор­мации — Лютер и Кальвин. Последователи этих воззрений не только проводили и развивали их, но вели полемику с господствующим пред­ставлением о шаровой форме Земли (сферицистами); мало-помалу выработалась целая схема возражений, частью основанных на тексте священ­ных книг, частью на логической и научной критике. В подтверждение своих воззрений, где возможно, Косьма Индикоплов пользовался показа­ниями путешественников, мнением более или менее авторитетных учёных древности, в тех случаях, когда они приближались к его толко­ванию священного писания.

Мало-помалу эти воззрения охватили весь образованный мир. Но вскоре началась реакция; приблизительно с VIII—IX вв. понемногу всё более и более начинает возрождаться и брать верх старинное правильное представление классического мира. Специальный исследователь космографических учений средних веков Кречмер находит, что с VIII столе­тия ни один видный космограф не ставил под сомнение шарообразную форму Земли. И в теологической литературе за неё стоял авторитет Беды. В науке начинает преобладать учение о земном шаре, но логиче­ские выводы из этого учения не могли быть делаемы всегда безопасно. Учение о дискообразной или иной форме Земли долго имело характер официального учения, которого держались теологи и миряне, тогда как в науке победило представление греков» (стр. 112-113).

В сноске:

«В церкви и государстве ещё долго царили иные мнения. Ещё в середине VIII столетия Зальцбургский епископ, учёный ирландский монах Вергилий (ум. в 784) был осуждён папой Захарием II за ложное и вредное учение (perversa et iniqua doctrina) о том, что Земля имеет шаровую форму и на ней живут в неизвестных нам странах антиподы. Идеи Вергилия, однако, неясны: как будто он допускал для антиподов новую луну и солнце. По-видимому, строгие меры против него предприняты не были».





Читайте также:

аль-Бируни и размеры земного шара
Ибн Баз и форма Земли
Хадис о расстоянии между небом и землёй
Солнечное затмение
Tags: История, Неисламские науки, Христиане
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments