Categories:

Ещё о нравах мусульман

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах постоянно преподаёт уроки, напоминающие нам о том, что вера — это не обширные познания в фикхе и не речь, богатая шариатской терминологией, а в первую очередь, правдивость и чувство стыда перед Аллахом. Уже в который раз сталкиваюсь с братьями, которые на словах яростно опровергают различные ереси и секты, но при близком знакомстве демонстрируют худшие качества лицемеров: наглость, подлость, вероломство, злословие и клевета за твоей спиной... Плюс к этому некоторые проявляют небрежное отношение к первоочередным приказам и запретам Аллаха — таким, например, как намаз. Один из них, помнится, находясь в пути, не пожелал сделать вовремя молитву зухр и решил объединить её с асром (предвечерней молитвой) после окончания периода зухра — хотя у него была прекрасная возможность заехать в Соборную мечеть Магнитогорска и совершить там полуденный намаз за имамом! Свою небрежность он оправдал тем, что «не любит ездить по улицам Магнитки» (а город он знает довольно хорошо).

И наоборот, встречаются малограмотные мусульмане, которые по невежеству могут допускать какие-то ошибки, но при этом достойны твоего доверия едва ли не больше, чем ты сам. Такому никогда не придёт в голову по-скотски обойтись с доверяющим ему человеком — не говоря уже о том, чтобы подстраивать религию Аллаха к своим интересам и капризам. Он не злопамятен и всегда готов выслушать и принять слова извинения; не злорадствует, видя чужие грехи и ошибки, и не любит разглашать эти новости. Прекрасные изречения на сей счёт принадлежат некоторым из праведных имамов:

"Сказал Усман бин Заида: «Хорошее настроение состоит из десяти частей, девять из которых заключены в снисходительном отношении к людям». <...> Ахмад Ибн Ханбаль сказал: «Все десять частей хорошего самочувствия скрыты в снисходительном отношении к людям»" («Шу'абу-ль-иман» аль-Байхакы, 6/330; «Тахзибу-ль-кямаль» аль-Миззи, 19/369-370).

И одновременно такой человек не наивен и не позволит легко обвести себя вокруг пальца; он умеет отличать правду от лжи, знание от невежества, а честных людей от подлецов (см. Не теряй бдительности). Не зря же Аллах предупредил нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении лицемеров:

«Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова. Однако они подобны прислонённым брёвнам (т.е. ненадёжны). Всякий крик они считают обращённым против них. Они являются врагами — остерегайся же их!» (Коран, 65:4).

Также Он говорит:

«Не следуй тому, о чём у тебя нет знания. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (17:36).

Важно понимать и то, что Аллах одобряет не любую ненависть к грешникам и врагам Ислама, а только ненависть ради Него, т.е. к именно к тем их словам и поступкам, которые гневят нашего Творца. Всё остальное — пустая и никчёмная мизантропия, изнуряющая человека и не приносящая ему никакой награды от Господа миров.

Читайте также:

Возможно ли благонравие вне Ислама?
Взаимоотношения между верующими-2
О добром совете
Этика споров
Шейху-ль-ислам о злословии
Сплетни о мусульманах

И хвала Аллаху, Господу миров.