russ_muslim (russ_muslim) wrote,
russ_muslim
russ_muslim

Category:

Называл ли Ибн Таймия имама ат-Тирмизи джахмитом?

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Имам ат-Тирмизи в своём сборнике привёл пророческий хадис, содержащий такую фразу:

«Клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, (даже) если вы спустите верёвку мужчине на нижней земле, она опустится на Аллаха».

И прокомментировал его следующим образом:

"Некоторые обладатели знания истолковали этот хадис так: «Истинно, она снизойдёт на знание Аллаха, Его могущество и Его власть». Знание, могущество и власть Аллаха – повсюду, а Он Сам (возвышен) над Троном, как описал Себя в Своей Книге" («Сунану-т-Тирмизи», 5/377).

Но Ибн Таймия в своих фетвах отверг данное толкование:

"Его смысл состоит в разъяснении того, что Творец, свят Он и велик, окружает (мир со всех сторон); аналогично Он заявил, что что возьмёт небеса в (Свою руку), свернёт землю, и тому подобные (Божьи откровения), где ясно говорится о том, что Он объемлет создания. <...> Сказал ат-Тирмизи, передав этот хадис: «Некоторые обладатели знания истолковали этот хадис так, что она снизойдёт на знание Аллаха», а пантеисты и приверженцы теории слияния (Аллаха с творениями) полагают, что в этом хадисе есть доказательство их ложного мнения, будто Он находится повсюду Своей сущностью... Толковать его с помощью понятия «знание» – это тоже явно порочное толкование, из категории толкований джахмитов. Однако он, если молча согласиться с его достоверностью, указывает на то, что (Аллах является) всеобъемлющим" («Маджму'у-ль-фатава», 6/573-574).

Т.е. в каком бы направлении мы ни двигались, рано или поздно мы встретим Аллаха (однако для этого надо пройти через врата семи небес). Любому здравомыслящему читателю из этих строк должно быть понятно, что имам ат-Тирмизи в данном вопросе не излагал собственное мнение, а Шейху-ль-ислам не обвинил того в джахмизме. Помимо прочего, обсуждаемый хадис не имеет достоверного иснада, о чём предупредил и сам ат-Тирмизи:

«Сообщается от Айюба, Юнуса бин Убайда и Али бин Зайда, что они сказали: аль-Хасан не слышал его от Абу Хурайры».

Об этом же говорил Ибн аль-Джаузи в «аль-'Илялю-ль-мутанахия» (1/13-14), а Али аль-Хайсами в «Маджма'у-з-заваид» (1/86) назвал слабой и другую его версию, которую приводит имам Ахмад, из-за аль-Хакяма бин Абди-ль-Малика.

Что же до ат-Тирмизи, то он был далёк от джахмитской философии, о чём лучше всего свидетельствует следующий отрывок из его «Сунана»:

"Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Аллах принимает милостыню, берёт её Своей правой рукой и выращивает её для каждого из вас подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка − пока маленький кусок не станет равен горе Ухуд, и подтверждение тому есть в Книге Аллаха, могуч Он и почтенен:

“Разве они не знали, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и берёт их пожертвования?..” (9:104) и

“Аллах уничтожает лихву и приумножает милостыню” (2:276)» <...>

Далеко не один из числа обладателей знания относительно этого хадиса и подобных ему преданий об атрибутах (Аллаха) и нисхождении Господа, благодатен Он и велик, каждую ночь на ближайшее небо сказал, что предания об этом достоверны; в них следует верить, не строя догадок и не задавая вопросов «Как?» <...> Джахмиты же отвергли эти предания и сказали, что в них присутствует уподобление (Аллаха Его рабам).

И Аллах упомянул в других местах Своей Книги о существовании (у Него) Руки, Слуха и Зрения. Джахмиты же поняли эти аяты и истолковали их не так, как учёные, сказав: «Поистине, Аллах не сотворил Адама Своей рукой!» И они сказали: «Рука здесь означает силу»" («Сунану-т-Тирмизи», 3/50-51).

Читайте также:

Иудейские хитрости ашаритов
О такфире ашаритов
Ибн Базз и форма Земли
О голени Аллаха
Голос Аллаха
Всякая вещь тленна, кроме Его Лика

И хвала Аллаху, Господу миров.
Tags: Вера в Аллаха, Грехи и заблуждения мусульман
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments