Поступок Мугыры и актёрская игра
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В книгах исламских историков и хадисоведов есть такой эпизод:
"Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к сакыфитам несколько человек под преводительством Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, среди которых был аль-Мугыра бин Шу'ба. Когда они прибыли на место, то направились к идолу аль-Лят, чтобы разрушить его. Все сакыфиты – мужчины, женщины, дети – собрались, (чтобы посмотреть на это). Даже молодые незамужние девушки вышли (из домов), ибо большинство простых сакыфитов не верили в то, что (аль-Лят) будет разрушена, и считали её неприступной.
аль-Мугыра бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, встал, взял мотыгу и сказал своим товарищам: «Клянусь Аллахом, я сделаю так, что вы посмеётесь над сакыфитами!» А потом он нанёс удар мотыгой и нарочно упал на землю, корчась в судорогах. Жители Таифа задрожали в шоке и воскликнули: «Да удалит Аллах аль-Мугыру от милости Своей! Наша госпожа убила его!» Другие же обрадовались, глядя, как он рухнул (на землю), и сказали: «Пусть теперь тот из вас, кто захочет, подойдёт и попытается её разбить! Клянёмся Аллахом, это не будет по силам никому и никогда!», – и тогда аль-Мугыра вскочил на ноги и сказал: «Да обезобразит вас Аллах, о сборище сакыфитов, поистине, она – всего лишь куча камней и грязи! Примите же это избавление от Аллаха и поклоняйтесь Ему!»
Потом он ударил по двери (храма) и сломал её, а затем забрался на стену, и за ним полезли другие мужчины. Они разбивали камень за камнем, пока не сровняли идол с землёй. Тогда хранитель ключей от храма стал говорить: «Основание (идола) гневается и сейчас расколется под ними!» Когда Мугыра это услышал, то сказал Халиду: «Оставь мне её основание, чтобы я срыл его». И он срыл его, после чего (мусульмане) вымели оттуда всю её пыль, вынесли её украшения и забрали её одежду, что повергло сакыфитов в изумление" («Даляилю-н-нубувва» аль-Байхакы, 5/303; «Заду-ль-ма'ад» Ибн аль-Кайима, 3/521. Также этот рассказ сообщили аз-Захаби в «ас-Сияр», 27/267-268 и «Тариху-ль-ислям», 2/671-672 и Ибн Кясир в «аль-Бидая ва-н-нихая», 7/215-216).
Можем ли мы сделать из этой истории вывод о том, что в Исламе дозволены актёрские игры? Прежде всего, обратите внимание, что сахаб Мугыра не имитировал перед людьми какой-то грех или обряд поклонения, не назвался чужим именем, не пародировал чей-то голос, не рассказывал небылицы и т.д. Он всего-навсего на мгновение ока притворился больным, чтобы высмеять суеверия многобожников. Ни одним звуком или жестом он не дал присутствующим понять, что якобы пострадал от гнева языческой богини, о чём подумали сакыфиты. Далее, эта кратковременная игра не принесла Мугыре никаких материальных выгод и не добавила ему уважения и почёта в кругу мусульман.
Таким образом, описанная история ни в коей мере не оправдывает тех, для кого лицемерие, притворные гримасы и враньё стали доходной профессией или даже образом жизни. В наибольшей мере это касается лицедеев, которые ради денег и/или на потеху публике готовы нацепить маску каких угодно негодяев и преступников, идолопоклонников и врагов Аллаха. Кады Абу Бакр Ибн аль-Араби в толковании к словам Всевышнего
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: "Мы только болтали и забавлялись". Скажи: "Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?"» (9:65)
говорил:
«То, что они произнесли, являлось неверием, независимо от того, было это сказано всерьёз или в шутку. В этом вопросе никаких разногласий между мусульманами нашей уммы нет. Серьёзное изучение (Ислама) – брат Истины и знания, а насмехательство – брат лжи и невежества» («Ахкяму-ль-куръан», 2/543).
И напоследок – важная фетва Ибн База (да помилует его Аллах):
Читайте также:
Сказка — ложь!
О словоблудии
Шутить изволите?
О богохульных поступках
Ещё о поношении Аллаха и Ислама
Принуждение к грехам
И хвала Аллаху, Господу миров.
В книгах исламских историков и хадисоведов есть такой эпизод:
"Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к сакыфитам несколько человек под преводительством Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, среди которых был аль-Мугыра бин Шу'ба. Когда они прибыли на место, то направились к идолу аль-Лят, чтобы разрушить его. Все сакыфиты – мужчины, женщины, дети – собрались, (чтобы посмотреть на это). Даже молодые незамужние девушки вышли (из домов), ибо большинство простых сакыфитов не верили в то, что (аль-Лят) будет разрушена, и считали её неприступной.
аль-Мугыра бин Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, встал, взял мотыгу и сказал своим товарищам: «Клянусь Аллахом, я сделаю так, что вы посмеётесь над сакыфитами!» А потом он нанёс удар мотыгой и нарочно упал на землю, корчась в судорогах. Жители Таифа задрожали в шоке и воскликнули: «Да удалит Аллах аль-Мугыру от милости Своей! Наша госпожа убила его!» Другие же обрадовались, глядя, как он рухнул (на землю), и сказали: «Пусть теперь тот из вас, кто захочет, подойдёт и попытается её разбить! Клянёмся Аллахом, это не будет по силам никому и никогда!», – и тогда аль-Мугыра вскочил на ноги и сказал: «Да обезобразит вас Аллах, о сборище сакыфитов, поистине, она – всего лишь куча камней и грязи! Примите же это избавление от Аллаха и поклоняйтесь Ему!»
Потом он ударил по двери (храма) и сломал её, а затем забрался на стену, и за ним полезли другие мужчины. Они разбивали камень за камнем, пока не сровняли идол с землёй. Тогда хранитель ключей от храма стал говорить: «Основание (идола) гневается и сейчас расколется под ними!» Когда Мугыра это услышал, то сказал Халиду: «Оставь мне её основание, чтобы я срыл его». И он срыл его, после чего (мусульмане) вымели оттуда всю её пыль, вынесли её украшения и забрали её одежду, что повергло сакыфитов в изумление" («Даляилю-н-нубувва» аль-Байхакы, 5/303; «Заду-ль-ма'ад» Ибн аль-Кайима, 3/521. Также этот рассказ сообщили аз-Захаби в «ас-Сияр», 27/267-268 и «Тариху-ль-ислям», 2/671-672 и Ибн Кясир в «аль-Бидая ва-н-нихая», 7/215-216).
Можем ли мы сделать из этой истории вывод о том, что в Исламе дозволены актёрские игры? Прежде всего, обратите внимание, что сахаб Мугыра не имитировал перед людьми какой-то грех или обряд поклонения, не назвался чужим именем, не пародировал чей-то голос, не рассказывал небылицы и т.д. Он всего-навсего на мгновение ока притворился больным, чтобы высмеять суеверия многобожников. Ни одним звуком или жестом он не дал присутствующим понять, что якобы пострадал от гнева языческой богини, о чём подумали сакыфиты. Далее, эта кратковременная игра не принесла Мугыре никаких материальных выгод и не добавила ему уважения и почёта в кругу мусульман.
Таким образом, описанная история ни в коей мере не оправдывает тех, для кого лицемерие, притворные гримасы и враньё стали доходной профессией или даже образом жизни. В наибольшей мере это касается лицедеев, которые ради денег и/или на потеху публике готовы нацепить маску каких угодно негодяев и преступников, идолопоклонников и врагов Аллаха. Кады Абу Бакр Ибн аль-Араби в толковании к словам Всевышнего
«Если ты их спросишь, они непременно скажут: "Мы только болтали и забавлялись". Скажи: "Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?"» (9:65)
говорил:
«То, что они произнесли, являлось неверием, независимо от того, было это сказано всерьёз или в шутку. В этом вопросе никаких разногласий между мусульманами нашей уммы нет. Серьёзное изучение (Ислама) – брат Истины и знания, а насмехательство – брат лжи и невежества» («Ахкяму-ль-куръан», 2/543).
И напоследок – важная фетва Ибн База (да помилует его Аллах):
Читайте также:
Сказка — ложь!
О словоблудии
Шутить изволите?
О богохульных поступках
Ещё о поношении Аллаха и Ислама
Принуждение к грехам
И хвала Аллаху, Господу миров.