Шейху-ль-ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, в своих фетвах говорит:
"Некоторая часть знатоков хадисов отвергает (это предание) из-за неясного (иснада) — как сделали это Абу Бакр аль-Исма'или, Ибн аль-Джаузи и другие. Однако большинство приверженцев Сунны приняли его. В нём (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, Его трон (или Его престол) обнимает небеса и землю, а Он сидит на нём...»" («Маджму'у-ль-фатава», 16/435).
Ашариты в противовес его словам часто приводят мнимый асар от имама аш-Шафи'и, где сказано:
«Те приверженцы киблы, которых мы считаем неверными: говорящие о сотворённости Корана по причине того, что (Аллах будто бы) не знал об отсутствующих вещах, когда их ещё не было; те, кто не верит в предопределение; те, кто убеждён, что Аллах сидит на Троне — как рассказал кады Хусейн с записанных слов аш-Шафи'и» («Кифаяту-н-набих шарху-т-танбих», 4/24).
Однако автор книги, содержащей этот мнимый асар — Ибн ар-Риф'а аль-Ансари — родился аж в 645 году хиджры и потому не мог застать шафиитского кады Хусейна аль-Марваррузи, который скончался в 462 г. х. В трудах же самого аль-Марваррузи ничего подобного вы не найдёте — как и в книгах более ранних шафиитов.
А для доказательства правоты Ибн Таймии достаточно обратиться к тому, что сообщил от имама Ахмада его сын Абдулла:
«Спросили (имама Ахмада) о том, что передано в отношении Престола и восседания на нём Господа, могуч Он и почтенен.
И я видел, как мой отец, да помилует его Аллах, назвал эти хадисы достоверными (наравне) с хадисами о видении (Аллаха в Раю), ссылался на них, собрал их в своей книге и рассказывал нам о них» («ас-Сунна» Абдуллы бин Ахмада, 1/300).
До Ахмада Ибн Ханбаля об этом же говорил Хариджа бин Мус'аб, один из ранних имамов Хорасана:
«Джахмиты являются неверными. Доведите же до их жён, что они разведены и им не дозволено жить с их мужьями, не навещайте их больных и не присутствуйте на их похоронах». Затем, прочитав вслух первые аяты из суры «Та Ха», он сказал: «Разве может быть вознесение (Аллаха над Троном) чем-то, кроме восседания?» («ас-Сунна» Абдуллы бин Ахмада, 1/105-106; «ас-Сунна» аль-Халляля, 5/88; «Масаиль» Харба аль-Кирмани, 3/1117-18. Хотя иснад слабый, но учёные приводят это в своих книгах. См. «ас-Сава'ику-ль-мурсаля» Ибн аль-Кайима, 4/1303).
Что же до упомянутого хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то его в разных версиях сообщили многие имамы, в том числе Ибн Батта в «аль-Ибанату-ль-кубра» (7/178) и аль-Баззар в «аль-Бахру-з-зихар» (1/457). Нуру-д-Дин аль-Хайсами назвал всех мужчин в иснаде аль-Баззара надёжными («Маджма'у-з-заваид», 1/84). Вот почему у нас нет никаких веских причин отрицать этот атрибут Всевышнего. Даже если считать хадис слабым, то что ашариты будут делать со всеми теми учёными, которые цитировали его в своих книгах без каких-либо критических комментариев?
Впрочем, даже некоторым саляфитам вера в Аллаха, восседающего на Троне, кажется до того парадоксальной, что они не готовы принять её, хотя и изучили все шариатские аргументы на сей счёт. Поэтому уместным будет процитировать здесь важные слова Шейху-ль-ислама, которые смыкаются с нашей темой:
«Его расположение над Троном достоверно установлено в шариате через множество путей передачи и единогласное решение предшественников этой уммы наряду с доводами рассудка – если таковые необходимы, учитывая, что Он находится вне материального мира. И к этому не имеет отношения вопрос о том, нужно ли (считать) Его прикасающимся (к Трону) либо отделённым от него или не нужно. Если будет доказано одно из этих мнений, то его необходимо принять как Истину, ибо всё доказанное есть Истина. И (вера) в Его соприкосновение с Троном не представляет той же опасности, что и (вера) в контакт Аллаха с любым из скверных творений и бесов. Поистине, мы доказали, что Он чист от этого в силу того, что названные вещи отдалены от Него и подвержены проклятию и изгнанию по своей природе. Мы не подтверждаем (их контакт с Аллахом) из-за невозможности прикосновения нечистот к Нему. Но эти доводы неприменимы в (полемике) о контакте Аллаха с Троном и тому подобных вопросах – как, например, передаётся о том, что Он касался Адама и других творений» («Баяну тальбиси-ль-джахмийя», 2/556).
Читайте также:
Усложняющие религию
Видение Аллаха людьми
Доказательства того, что Аллах существует в пространстве
Ещё о местонахождении Аллаха
Где Аллах?
О «вездесущности» Аллаха
И хвала Аллаху, Господу миров.