Хочу ответить здесь сектантским трепачам, которые обвиняют нас, саляфитов, в том, что мы, дескать, нападаем на простых ашаритов и суфиев, а имама ан-Навави и других «великих ашаритских учёных» считаем своими: вы первыми должны отречься от имамов ан-Навави, аль-Куртуби и кады Ияда, прочитав их слова о том, что Аллах расположен в какой-то стороне (см. Неверные представления о некоторых учёных и Является ли Аллах лукавым?). Смотрите, что говорил об этом ваш мулла Али аль-Кари:
«Так кто же более несправедлив, чем тот, кто возводит ложь на Аллаха или же заявляет нечто, содержащее в себе утверждение (для Него) места, формы или стороны – нахождение напротив, на расстоянии и т.п.? Такой человек несомненно становится неверным» («Шарху-ль-фикхи-ль-акбар», стр. 355).
"Большинство из них (прошлых учёных), а также поздних учёных говорили: «Тот, кто убеждён, что (Аллах находится в каком-либо) направлении, является неверным», как об этом ясно сказал аль-Иракы" («Миркату-ль-мафатих», 3/924).
Духовный праотец всех матуридитов – Абу Мансур аль-Матуриди – пошёл ещё дальше, забраковав самого имама аш-Шафи'и:
«Мнение же аш-Шафи'и является третьим мнением, выходящим за рамки всех фраз сахабов и саляфов, да будет доволен ими Аллах... Он вступил в противоречие с тем, что передано от сахабов и саляфов относительно толкования (данного аята), из-за чего он стал ошибшимся нововведенцем» («Таъвиляту ахли-с-сунна», 3/474).
Возвращаясь к имаму ан-Навави, обращу ваше внимание на то, что ашариты старательно обходят молчанием труды его лучшего ученика – Абу-ль-Хасана Аляу-д-Дина Ибн аль-Аттара. Ибн Хаджар описал его так:
«Его сопровождал шейх Мухйи-д-Дин ан-Навави, работая над ним, а тот запоминал его указания – так, что его прозвали «Человеком, конспектирующим ан-Навави»" («ад-Дурару-ль-кямина», 1/344).
И вот цитаты из книги Ибн аль-Аттара «аль-И'тикаду-ль-халис», не требующие особых комментариев:
«Учёные и уважаемые люди этой уммы из числа саляфов, да помилует их Аллах, не разногласили в том, что Всевышний Аллах находится над Троном свыше семи Своих небес» (стр. 179);
«...Аллах Всевышний вознесён над Своим троном и отделён от Своих творений» (стр. 181);
«Этот хадис (о нисхождении Аллаха в последнюю треть ночи) известен и достоверен. Недопустимо отрицать ни его текст, ни его смысл, однако в него необходимо верить без раздумий о его значении. Счастье верующего состоит в том, что он в это время занят повиновением Всевышнему Аллаху, обращаясь к Нему с мольбами и просьбами о прощении (и не стремясь) к познанию того, каким образом происходит Нисхождение» (стр. 201).
И кто-то после этого ещё продолжит настаивать, что имам ан-Навави умер ашаритом?
Читайте также:
Опровержение клеветы на Абу Ханифу
Ошибки исламских учёных
Матуридиты о неверии могилопоклонников
Короткий ответ ненавистникам саляфии
Ашариты против имамов Сунны
Убеждения имама аш-Шафи'и
И хвала Аллаху, Господу миров.