В действительности причиной этого было даже не влияние народнической идеологии, ведь возник он не в среде интеллигентов-революционеров. Культ Ленина формировался стихийно, по инициативе «низов», солдат, крестьян, молодых рабочих, недавно перебравшихся в города. <...> В деревне портреты Ленина ставили на место икон, в «красном углу», этими портретами благословляли новобрачных, с ними провожали в армию. После смерти Ленина среди крестьян ходили слухи, что Ленина уморили Троцкий и «коммунисты» за то, что Ленин узнал о страданиях народа и сочувствовал ему (противостояние «большевиков» и «коммунистов» как русской народной и антирусской, антинародной сил было свойственного для «низов» революции).
Наконец, в 1930-х в разгар коллективизации среди крестьян центра России ходили слухи о том, что Ленин… воскрес и скоро возглавит борьбу против «коммунистов», создающих колхозы (об этом пишут специалисты по русскому фольклору ХХ века).
Подобная мифологизация образа В.И. Ульянова-Ленина была вполне закономерной. Русские марксисты пришли к власти в стране, где к моменту революции более 80% населения были крестьянами – представителями особой крестьянской цивилизации, которая сохранила дух древних земледельческих культов, смешавшихся с идеями церковного христианства. Для русских традиционных крестьян характерно было отождествлять идеального царя со своеобразным не церковным, а «крестьянским Христом», который любит свой народ, приходит ему на помощь и принимает страдания и смерть за него, но и смерть над этим царём не властна, народ знает, что в нужный момент он воскреснет и снова придёт на помощь. Биография Ленина была переосмыслена российским традиционным сознанием именно в этом ключе, и каждый её элемент и персонаж получил своё сакральное значение. Мать Ленина, которая по случайности тоже звалась Марией, приобрела черты Богородицы; старший его брат Александр – казнённый участник неудавшегося народовольческого покушения на царя – представал как Предтеча, предшествующий Спасителю и нашедший смерть от слуг царя Ирода; ранение Ленина и его мучительная смерть переосмысливались как своеобразные муки Спасителя. Нахождение тела Ленина в Мавзолее и его «нетленность» означали, что Ленин жив и в момент, когда народ снова будет нуждаться в нём, воскреснет.
Естественно, среди советских горожан это квазирелигиозное почитание Ленина имело не столь наивные и очевидные формы, но и тут оно было обставлено специальными ритуалами, напоминающими религию. Появилась традиция паломничества в Мавзолей, портреты Ленина и других вождей несли на демонстрациях как иконы во время крестного хода, к его памятникам приходили поклониться в официальные праздничные дни (причём, стихийно, без воли властей сложилась народная традиция посещать памятники Ленина и во время свадьбы; возложение к ним цветов новобрачными интуитивно понималось как ритуал, обеспечивающий счастливое супружество). При приёме в октябрята, пионеры и комсомол клялись именем Ленина; труды Ленина должны были изучать все школьники и студенты, они были на свободном доступе во всех библиотеках; более того, был «Ленинский зачёт»: в тетрадь с портретом Ленина каждый студент и школьник записывал план своих обязательств на год. Примеры можно продолжать, но суть понятна" (взято отсюда).
Читайте также:
Ширк как душевная болезнь
Ширк как душевная болезнь (продолжение)
Идолопоклонство атеистов
Фантазии на тему оружия массового поражения
Культ замечательных людей
Знание невозможно без веры