По поводу заскриненного ответа Абу Али аль-Ашари хочется задать пару вопросов:
1. Если сыновья имама Ахмада Салих и Абдулла, его ученик Харб аль-Кирмани и другие ранние ханбалиты для вас являются заблудшими антропоморфистами, то почему вы не обвиняете в таджсиме и самого Ахмада? Как вы можете отделить имама от его мазхаба? Получается как у рафидитов — Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хороший, а почти все его сахабы плохие. Разве в реальной истории такое возможно?
2. Даже не будучи ханбалитами, куда вы денете бесчисленные положительные отзывы шафиитских и иных «иномазхабных» улемов об этих ханбалитах? Не говоря уже о том, что все ранние шафииты, ханафиты и маликиты имели те же самые убеждения, что и ученики имама Ахмада.
Рамадан аль-Буты пошёл ещё дальше:
"Мутазилиты сказали: «(Коран) называют знанием (Аллаха), когда он сообщает (о чём-то), и Его волей, когда он приказывает или запрещает что-то...»
Однако большинство учёных назвали его «мысленной речью (Аллаха)», которая является атрибутом сущности Всевышнего, дополняющим Его знание и волю.
Что же касается той речи, которая состоит из фраз (коранического текста), то (все учёные) согласились с тем, что она сотворена и не свойственна Его сущности, свят Он — за исключением Ахмада Ибн Ханбаля и некоторых его последователей, которые пришли к мнению о том, что эти буквы и звуки тоже существуют извечно и образуют Его речь как атрибут" («Кубра-ль-якынийяти-ль-кяунийя», стр. 162).
Итак, этот покойный ашаритский шейх почти открыто обвиняет великого имама Сунны Ахмада Ибн Ханбаля в том, что тот якобы выдумал новое представление о природе Корана, выступив против джумхура (абсолютного большинства улемов)! А вы ещё спрашиваете о том, почему ашариты так не любят ханбалитский мазхаб...
Полагаем, что будучи современниками имама Ахмада, они бы без колебаний поддержали карательные меры мутазилитских тиранов против этого учёного и его приверженцев — а себя оправдали бы тем, что на их стороне стоит «большинство улемов уммы».
Читайте также:
К кому восходит ашаритско-матуридитская ересь?
Имамы Сунны об ашаризме
Ненависть еретиков к имаму аль-Барбахари
Духовные потомки мутазилитов
Об убеждениях имама Ахмада
Коран, Сунна и ашариты
И хвала Аллаху, Господу миров.