Мне всегда приходилось слышать о том, что всякая религия - это жёсткая система тотального контроля над всеми сферами жизни общества и отдельного индивида. Система, которая, одержав победу на определённой территории, устанавливает строгие, никому не нужные и всем противные порядки, регламентируя всё привычное людям бытие и заполняя собою каждый сантиметр жизненного пространства. Религия навязывает всем единообразие убеждений, диктует людям условия относительно того, какие книги им читать, какие фильмы смотреть, что принимать в пищу, с кем вести половую жизнь и даже каким именно образом и способом, кого любить, а кого ненавидеть, какую растительность иметь на лице и на теле, во что одеваться, как зарабатывать и на что тратить свои средства, какие мероприятия посещать, какую музыку слушать и слушать ли вообще, какие игры разрешать своим детям, сколько детей иметь и многие другие. Помимо всех этих установлений религия имеет собственный мощный и антигуманный механизм принуждения, позаимствованный из средневековья, свой карательный аппарат, своих судей и палачей, которые немедленно запускают данный механизм в отношении тех, кто дерзнул отойти в сторону от этого жёсткого распорядка.
Поскольку я сам связываю себя с определённой религией, мне хотелось бы поговорить на эту тему. Соответствует ли всё вышесказанное действительности? Да, не исключено, что какую-либо религию можно описать соответствующим образом, справедливо сравнив её с тоталитарным политическим режимом. Про какую угодно, но только не про Ислам. Разумеется, в ответ на эти слова многие немусульмане посмеются. Что ж, не возражаю: говорят, смех для здоровья полезен. А когда отсмеётесь, не забудьте привести парочку избитых примеров: а как же жизнь в Саудовской Аравии? А как же власть талибов в Афганистане? А как же сегодняшнее ИГ? А как же регулярные казни, порки плетьми и тюремные сроки за поступки, которые в демократическом обществе считаются нормой, а в исламском - караются без пощады?
На все приведённые примеры задам контрвопрос: а как же Коран и Сунна? Мне достаточно привести всего один хадис в качестве доказательства на то, что моё утверждение верно, а Ислам ничего общего с тоталитаризмом не имеет.
Аиша рассказывала:
"Первыми сурами Корана, которые были ниспосланы Пророку ﷺ, были суры, в которых детально описывались Рай и Ад. Когда же люди утвердились в Исламе, были ниспосланы приказы и запреты. Если бы первые откровения запрещали пить вино, то люди бы сказали: «Мы никогда не перестанем пить вино!»; если бы первые аяты запрещали совершать прелюбодеяние, то люди бы сказали: «Мы никогда не прекратим прелюбодействовать!»" (аль-Бухари, 4993).
Таким образом, пророк Мухаммад ﷺ как гениальный сеятель разумного, доброго и вечного (то бишь Ислама) на протяжении тринадцати лет готовил почву. И лишь когда люди сами захотели жить по тем правилам, которые устанавливает для верующих Коран, зародилась система приказов, запретов и наказаний за нарушение того и другого. Но никак не наоборот. Соплеменникам Пророка ничто человеческое не было чуждым. Почти всем тем плотским увлечениям и удовольствиям, в окружении которых мы видим наших современных соотечественников, предавались и арабы в доисламский период. Молодёжные вечеринки с вином и танцами, зрелища, показная роскошь и "понты", свободные отношения между полами и всё прочее с учётом обычаев и традиций народа, проживающего в условиях пустыни. Их тогдашнюю жизнь вкратце можно охарактеризовать четверостишием Омара Хайяма:
"Вино пить - грех? Подумай, не спеши.
Сам против жизни явно не греши.
В ад посылать из-за вина и женщин?
Тогда в раю, наверно, ни души".
И всё это не прекратилось в одночасье, стоило лишь Пророку ﷺ заговорить языком Корана. Любой цивилист подтвердит вам, что прежде чем включать механизм принуждения, требуется на полную мощность запустить другой механизм - убеждения. И в дальнейшем они должны действовать уже в паре. Но не в обратном порядке и не в отрыве друг от друга. В людях должно быть сформировано религиозное самосознание, прежде чем их заставить жить в точном соответствии с религиозными правилами. А уже потом, когда такое общество сформируется и обживётся на определённой территории, правитель может спокойно подключать и свою плеть для пресечения, профилактики и наказания за нарушения. Здесь уже в ход идут и порка, и отсечение руки, и смертная казнь, и лишение свободы. Если же всё это ввести на некоей территории в самом начале, пусть даже параллельно с религиозной пропагандой (в хорошем смысле этого слова), это не подействует и будет обречено на крах.
Возникает в таком случае вопрос: а сколько времени должно пройти, чтобы в людях были сформированы все эти знания и чувства? Отвечу: тринадцать лет - это не просто хороший, но превосходный результат. До Мухаммада ﷺ были пророки и посланники, продолжительность жизни которых измерялась столетиями, но несмотря на это, их проповедь увенчалась куда меньшим успехом. И это несмотря на то, что пророки и посланники - это люди, которых Аллах наделил особыми даром убеждения, лидерскими и организаторскими способностями, терпением и непоколебимостью. Простым смертным, в отличие от них, всего этого остро недостаёт. Поэтому в нашем случае время на пути от индивидуального к массовому религиозному самосознанию также может измеряться десятками, а то и сотнями лет. Разумеется, по столько люди не живут. Но кто сказал, что весь процесс должен уместиться в жизнь каждого из нас? Если Всевышний Аллах обещал, что его религия зайдёт в каждый дом, то это непременно произойдёт, но, возможно и даже вероятнее всего, не при нашей жизни, а при жизни наших потомков, которым посчастливится быть очевидцами поражения идолопоклонства перед единобожием.
Важно помнить, что если не получается бежать к цели, то нужно идти шагом. Если не получается и идти, то хотя бы ползти. А если просто лечь на диван ногами в сторону цели, то тогда не сдвинешься и на сантиметр. А с чего же требуется начать движение в данном направлении? Для этого не требуется даже никаких действий. Наоборот, необходимо воздержание от некоторых действий. Прочитайте эту статью, чтобы понять элементарные вещи.
"Это мурджиизм!" - заметят отдельные единоверцы. Нет, это Сунна. "Это утопия!" - возразят реалисты. Нет, это истина. Опровергнуть её можно только аналогичным образом, то есть со ссылкой на откровения от Аллаха. А также не мешает приведение примеров удачных экспериментов тех людей, которые пошли от обратного и попытались воспитать праведное общество просто путём захвата власти на определённой территории и установления жёстких тоталитарных порядков.
Хочется вразумить тех мусульман, которые приходят в неистовство, видя, как вокруг них царит настоящий антиисламский беспредел: нескрываемый разврат, пьяные ужасные выходки, почти ничем не прикрытый блуд, процветание ростовщичества, зарабатывание денег запрещёнными путями, оставление детей без средств к существованию, нижайший уровень культуры и прочее. Ребята, вы слишком много хотите от этих людей. Вы смотрите на них со ступени уверовавших в Аллаха и покорившихся ему, ждёте и требуете от них того же самого. Тогда как у людей этих вообще нет даже самой основы, стержня, призванного их изменить свою жизнь к лучшему. Основа эта - لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ, и вы лучше меня знаете это. Я спокойно смотрю на происходящее, поскольку и Пророк ﷺ вынужден был сквозь пальцы лицезреть поведение своих уже уверовавших соплеменников, хотя бы ему и было неприятно их поведение. Это абсолютно нормально для людей, которые пока не знают своего Господа. Вообще, всё больше убеждаюсь, что мусульманин в некоторой степени должен быть психологом. Не оскорблять, а невозмутимо изучать людей: наблюдать, анализировать, находить их слабости, примерять на себя их положение - словом, быть исследователем порочных человеческих душ. И чем больше у мусульманина религиозных знаний, тем успешнее будут его исследования и полезнее выводы.
А что касается государства и общества в целом, то считаю, что на сегодняшний день самым лучшим государством (после шариатского) является то, где гарантированы и соблюдаются права и свободы людей, включая реальное право исповедовать и распространять любую религию. Это является честным и равным стартом для миссионерского поединка последователей всех религий, в результате чего неизбежно победит сильнейший.
Ну и, как всегда, хвала Аллаху за всё.
Читайте также:
Ещё о казни вероотступников
Война и мир в Исламе
Шариатские наказания или тюрьма: что гуманней?
Грех прелюбодеяния
Буддист против Ислама
Права и свободы человека в исламском государстве