Из всех четырёх великих имамов фикха наиболее густым туманом лжи и слухов окутана фигура Абу Ханифы. Начнём с того, что сегодня нет ни одной книги по исламскому вероучению, о которой мы можем с полной уверенностью заявить, что она точь-в-точь повторяет все высказывания великого имама, записанные его учениками. Даже рукопись «аль-Фикху-ль-акбар», на достоверности которой настаивают все ярые ханафиты и мутакаллимы, не является таковой, ибо она дошла до нас от передатчика по имени Наср бин Яхья. О последнем неизвестно почти ничего, кроме того, что он обучался фикху у ханафитского имама Абу Сулеймана аль-Джузджани и умер в 268 году хиджры (см. «аль-Джавахиру-ль-мудыйя» Абду-ль-Кадира аль-Кураши, 2/200).
Другие мужчины в её иснаде – Мухаммад бин Мукатиль ар-Рази и Исам бин Юсуф аль-Бальхы тоже сомнительны, поскольку аз-Захаби и Ибн Са'д назвали их слабыми (хотя и без суровой критики). См. об этом «Усулю-д-дини инда-ль-имами Аби Ханифа» доктора Абду-р-Рахмана аль-Хумайса (стр. 117-118).
Вот почему некоторые фразы из труда «аль-Фикху-ль-акбар» нужно воспринимать критически – например, такие:
«Мы говорим при помощи органов и букв, а Аллах Всевышний говорит без органов и букв. Буквы созданы, а речь Аллаха Всевышнего не создана» (стр. 26).
Это же верно и для послания «аль-Васыйя», рукописные экземпляры большинства матнов (оригинальных текстов) которого содержат фразу:
«Мы согласны с тем, что Всевышний Аллах вознёсся над Троном, не испытывая нужды в нём и в том, чтобы утвердиться на нём».
Текст этой книги, скорее всего, тоже не совпадает с реальными взглядами Абу Ханифы. Как признали корректоры иорданского издательства «Дару-ль-фатх», выпустившего труд матуридитского учёного Акмалю-д-Дина аль-Бабирти «Шарху васыйяти-ль-имами Аби Ханифа»:
"Этот иснад, согласно методологии хадисоведов, не является достоверным – из-за наличия пробела между аль-Джаухари и Ибн Симаа, а также потому, что мы не можем уверенно констатировать, что Абу Тахир аль-Хусейни, чья биография есть в «ас-Сияр» (аз-Захаби), идентичен (одному из передатчиков) в данном иснаде" (стр. 31. Подробнее здесь).
Кроме этих общеизвестных книг, ашариты и матуридиты рассказывают об Абу Ханифе уйму глупостей и небылиц, не дополняя их никакими ссылками на первоисточники. К примеру, в русскоязычном пространстве гуляет непонятно откуда взятая байка о том, как великий имам якобы дал своему сыну Хаммаду такое наставление:
«Сынок, изучай схоластику, ибо это – величайшее знание (аль-фикх аль-акбар)» (взято отсюда).
Чтобы опровергнуть эту чушь, достаточно всего лишь одного достоверного асара. Матуридитский учёный Такыйю-д-Дин аль-Газзи аль-Ханафи передал, что Абу Ханифа сказал:
«Да проклянёт Аллах Амра бин Убайда, который распахнул для людей врата к изучению схоластики!» («ат-Табакату-с-санийя», стр. 31).
Об этом же сообщил саляфитский имам Абу Исмаил аль-Ансари аль-Харави, добавив слова его ученика Мухаммада бин аль-Хасана:
«Абу Ханифа побуждал нас изучать фикх и запрещал нам заниматься схоластикой» («Замму-ль-калям», 5/221).
Может ли такой человек приучать к философским наукам собственного сына – вопрос риторический.
Читайте также:
Можно ли назвать Коран вновь возникшим?
Голос Аллаха
Ложные аргументы ашаритов
Являлся ли имам ат-Табари мутакаллимом?
Отношение праведных предков к сектантам
Ещё о бреднях мутакаллимов
И хвала Аллаху, Господу миров.