Ашариты, выискивающие «иудейские корни саляфизма», часто демонстрируют своим читателям цитаты из Библии о том, что Бог восседает на Троне, и сравнивают их с похожими фразами из саляфитских книг. Однако знаменитые имамы Сунны не видели никаких проблем в том, чтобы ссылаться на библейские тексты, которые в общем подтверждают коранические откровения Аллаха. Например, имам Ибн Кутайба:
"О если бы эти люди вернулись к заложенному в них естеству, (направляющему их) к познанию Творца, свят Он, то они поняли бы, что Аллах возвышенный и высочайший, что Он находится в (самом) высоком месте, что все сердца при поминании Аллаха обращаются вверх к Нему, что руки во время мольб поднимаются к Нему, что все ожидают помощи и победы, (даруемых) сверху, что удел ниспосылают сверху и что там находятся Престол, Трон, завесы (из света) и ангелы!
<...>
В достоверном Евангелии Христос сказал: «Не клянитесь небом, ибо, поистине, оно престол Всевышнего Аллаха». Также он сказал апостолам: «Если вы будете прощать людей, то поистине, ваш Отец, Который в небесах, тоже простит вам вашу несправедливость. Посмотрите на небесных птиц: поистине, они не сажают, не жнут и не собирают посевы в воздухе, однако ваш Отец, Который над небесами – Он наделяет их пропитанием. Разве вы не лучше их?!» И подобных свидетельств (возвышенности Аллаха) писания (предыдущих пророков) содержат много" («Таъвилю мухталифи-ль-хадис», 1/394-396).
Здесь Ибн Кутайба цитирует перевод стихов из «нагорной проповеди» Иисуса (Евангелие от Матфея, 5:34; 6:14 и 6:26). Кого-то может смутить то, что пророк Иса называл Бога «отцом», однако древние израильтяне никогда не понимали это обращение буквально – как доказательство «божественной природы» некоторых угодников Аллаха. В Ветхом завете, к примеру, говорится о том, что Бог был «отцом» пророков Дауда и Сулеймана (мир им), которых никто никогда не считал «богочеловеками»:
«Ты (Давид) сын Мой; Я ныне родил тебя» (Псалтырь, 2:7);
«Он (Соломон) построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем на век» (Первая книга Паралипоменон, 22:10).
Нам, умме Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), запрещено называть Аллаха таким именем, что ни в коей мере не аннулирует упомянутых выше слов пророка Исы.
Впрочем, некоторые мутакаллимы уже наверняка списали Ибн Кутайбу в категорию «заблудших антропоморфистов», а среди учёных, поддержавших это мнение, они могут назвать аль-Байхакы и Сибта Ибн аль-Джаузи.
Посмотрим же, какую оценку этому учёному дал имам аз-Захаби:
"Сказал Абу Бакр аль-Байхакы: «Он (Ибн Кутайба) имел взгляды каррамитов». И передал автор книги «Миръату-з-заман» (Сибт Ибн аль-Джаузи) без иснада от ад-Даракутни, что тот сказал: «Ибн Кутайба склонялся к уподоблению (Аллаха творениям)».
Я говорю: это недостоверно, но даже если и достоверно, то прочь (такие обвинения), так как в религии нет места пристрастному подходу.
И сказал Мас'уд ас-Сиджзи (не путать с Абу Насром ас-Сиджзи – rm), что он слышал Абу Абдилля аль-Хакима, говорившего: «Умма единогласна в том, что Ибн Кутайба – лжец».
Я говорю: это необдуманная оценка и (признак) слабой набожности, так как я не знаю, чтобы кто-то обвинял его во лжи до (Хакима), высказавшего это мнение – напротив, аль-Хатыб сказал: «Поистине, он заслуживает доверия». И сообщил мне Ахмад бин Саляма от Хаммада аль-Харрани, что он слышал ас-Саляфи, упрекавшего аль-Хакима за его фразу «Нельзя передавать от Ибн Кутайбы», и он же говорил: «Ибн Кутайба входит в число заслуживающих доверия людей и приверженцев Сунны»; а затем сказал: «аль-Хаким ссылался на него, но лишь ради (поддержки своего) мазхаба».
Я скажу: моё знакомство с (трудами) аль-Хакима склоняет (меня ко мнению о том, что он сам был из числа) каррамитов, а у Абу Мухаммада (Ибн Кутайбы) в его книге «Мушкилю-ль-хадис» я не увидел ничего, что противоречит пути учёных, признающих (имена и атрибуты Аллаха), и ханбалитов" («ас-Сияр», 13/298-299).
В другом месте своего многотомника, обсуждая хадисоведа аль-Хакима ан-Найсабури, он сказал:
"У Абу Исмаила Абдуллы бин Мухаммада аль-Харави спросили об Абу Абдилля аль-Хакиме, и тот ответил: «Он достоверен в передаче хадисов, однако сам является мерзким рафидитом».
Я говорю: отнюдь, он не был рафидитом, но испытывал симпатии к шиизму" («ас-Сияр», 17/174).
Мы же добавим ко всему вышесказанному то, что и аль-Хаким, и аль-Байхакы, и Сибт Ибн аль-Джаузи жили намного позже имама Ибн Кутайбы (современника Ахмада Ибн Ханбаля), а следовательно, вообще не имеют никаких прав чернить его благородное имя.
Читайте также:
О «вездесущности» Аллаха
Сидит ли Аллах над Троном?
Откуда растут уши ашаритской философии
Когда Аллах возвысился над Троном?
Ответ на ашаритские инсинуации
Сунна поднятия взора во время мольбы
И хвала Аллаху, Господу миров.