Наверное, ни в одной из больших стран мира нет такого презрения к деревне и сельскому труду, как в России. Современный «русский мир» — это мир деградирующих городских обывателей, которые свысока глядят на деревню и целые народы с высокой долей сельских жителей (тех же грузин или казахов). Сергей Кара-Мурза, рассуждая об отношении советской интеллигенции к труду в колхозах, пишет:
«Но я всё равно не понимал, почему работа в поле вызывала у многих такое отвращение — её неприятие было страстным, иррациональным. Ну, пусть неэффективно (хотя — почему? Ведь посылали помочь в моменты пиковых нагрузок, это именно эффективно). Пусть даже отрыжка тоталитаризма. Но раз уж ты поехал — поработай, ведь это приятно и полезно.
Очень плохо, что власти СССР были нечувствительны к тому важному факту, что у студентов и интеллигенции эта колхозная повинность вызывала отвращение. Нельзя было продолжать, не выявив причины этого отвращения и не сняв их. Но — властей этих уже нет, подумаем о людях. Мне кажется, что многие из новых поколений молодёжи не желали идти в поле потому, что боялись взглянуть правде в лицо — их тело не желало работать, делать усилия, радоваться усталости. Оно от этой усталости страдало. И это был признак какого-то угасания. Люди не хотели видеть, как что-то отмирает в их молодом теле. Как угасает воля к жизни, какой-то важный инстинкт.
<...> Эти люди хотели такого строя, чтобы он оставил их в покое, дал расслабиться у дешёвого телевизора с бутылкой дешёвого плохого пива в руке. Чтобы он дал им умереть. После 1991 г. люди стали быстро умирать» («Советская цивилизация». Том II).
Вполне закономерно, что эти же люди сегодня презирают Ислам, да и всю авраамическую традицию, которая, по их мнению, вышла из среды «отсталой деревенщины» и кочевников Ближнего Востока. То ли дело — античная философия... Хотя с точки зрения здравого смысла крестьяне не могут быть хуже и тупее горожан только потому, что периодически пачкают свою одежду пылью и грязью, навозом и кровью скотины. Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не направлял (к людям) пророков, которые бы не пасли овец». Сподвижники спросили: «А ты?» Он ответил: «Да, я тоже (в детстве) пас их для мекканцев за несколько каратов» (аль-Бухари).
А пророк Иса в Библии прямо сравнил себя с пастухом, а своих последователей — с овцами:
«Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдёт мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (От Иоанна, 10:7-11).
Читайте также:
Прогресс и ретрограды
Одномерный человек
Страна высокомерных бедняков
Русская деревня накануне краха Российской империи
Быт дореволюционной башкирской деревни
Ислам и санитария
И хвала Аллаху, Господу миров.