Для тех, кто твёрдо стоит на позиции такфира мусульман, игнорирующих все столпы Ислама (кроме шахады), и не приемлет иные мнения на сей счёт, процитируем отрывок из книги «аль-Иман» Абу Убайда аль-Касима бин Салляма, который был современником имамов аш-Шафи'и и Ахмада:
«По нашему мнению, сутью дела, на которую указывает Сунна, является то, о чём доложили наши учёные. Из всего этого мы сообщили в нашей книге следующее: вера включает намерения, слова, (произносимые вслух), и поступки. И у неё есть множество степеней, одна выше другой. Но и началом веры, и самой высокой её степенью является свидетельство веры, произносимое языком – как сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе, где он разделил (веру) на семьдесят с лишним частей.
И если человек произнёс (шахаду) и признал всё, что пришло от Аллаха, то (эти его шаги) нужно назвать верой – в том смысле, что он вошёл в неё, однако он не достиг перед Аллахом её полноты и не должен хвалить себя. И каждый раз, когда возрастают его послушание Аллаху и богобоязненность, возрастает его вера» (стр. 34-35).
Имам Ибн Наср аль-Марвази (202-294 гг. х.) говорил:
"Другая группа, также состоящая из знатоков хадисов, сказала нечто, похожее на слова этих (первых), однако они называли (человека, оставившего праведные дела), мусульманином – ввиду того, что он отошёл от религий неверных, признав веру в Аллаха и во всё, что Он сказал – но они не называли его верующим и были убеждены, что он, называясь именем Ислама, стал неверным – не в смысле неверия в Аллаха, однако он неверный в смысле (отсутствия) поступков. И они сказали: «Это неверие, которое не выводит его из религии (Ислам)»" («Та'зыму кадри-с-салят», 2/517).
Далее он подробно излагает мнение этой группы учёных:
"Знание об Аллахе является верой, а незнание о Нём – неверием. И поступки по исполнению обязанностей (перед Аллахом) тоже являются верой, однако незнание о них до ниспослания (этих обязанностей) не было неверием, и тот, кто после их ниспослания не совершает их, тоже не впадает в неверие... Поэтому мы говорим: поистине, отказ признавать правдой (религию) Аллаха означает неверие в Него, а оставление обязанностей, признавая то, что Аллах вменил их нам, будет неверием, которое не означает неверие в Аллаха! Это куфр в смысле отказа от поступков, подобно тому как некто говорит: «Ты отрицаешь мои права и мои благодеяния», подразумевая то, что ты нарушил мои права и пренебрёг благодарностью за моё милосердие" («Та'зыму кадри-с-салят», 2/520).
Одним из таких учёных был имам табиунов аз-Зухри, сказавший:
«Мы полагаем, что Ислам – это слово (т.е. шахада), а вера – дела!» (Абу Дауд в «Сунан», 4/221; аль-Лялякяи в «Шарху усули-ль-и'тикад», 4/893 и ат-Табари в «Джами'у-ль-баян», 22/314).
Когда же его спросили о человеке, оставившем намаз, он ответил:
«Если он оставляет намаз, желая другой религии помимо Ислама, то его следует казнить! Если же нет (т.е. оставляет намаз не по причине вероотступничества), тогда он нечестивец из нечестивцев, которого следует сильно побить или посадить в тюрьму!» («Та'зыму кадри-с-салят», 2/957).
Шейха Ибн База однажды спросили:
«Те учёные, которые говорят, что отсутствие деяний органов наряду с произнесением двух свидетельств и наличием убеждённости в сердце – это не куфр, являются ли они мурджиитами?»
Он ответил: «Такой принадлежит к сторонникам Сунны» (взято отсюда).
Далее Ибн Баз говорит, что мнение о куфре того, кто злонамеренно оставил молитву, более предпочтительно, но мурджиитами таких учёных он ни разу не назвал.
Читайте также:
Кто те, которые не молятся?
Лентяи Ислама
Может ли быть верующим тот, кто пренебрегает всеми делами поклонения из лени?
О такфире мурджиитов
Являются ли хариджиты и мурджииты мусульманами?
Опровержение клеветы на Абу Ханифу
И хвала Аллаху, Господу миров.