Известно, что после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) нравы женщин изменились в худшую сторону настолько, что Аиша говорила:
«Если бы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, застал то, что внесли (в религию) женщины после него, он бы непременно запретил им (посещать) мечеть – как это было запрещено (ранее) женщинам сынов Израиля» (аль-Бухари, Муслим).
Также передаётся от Абу Амра аш-Шайбани, что он рассказал:
«Я видел, как Ибн Мас'уд отгонял женщин от мечети в день пятницы» (Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф», 2/277; см. также «ат-Тавдых ли-шархи-ль-джами'и-с-сахих» Ибн аль-Муляккына, 7/360).
Имам Абу Ханифа и некоторые другие учёные, исходя из этих преданий, считали посещение мечетей женщинами нежелательным в любые дни, кроме праздничных намазов, а также утренней и вечерней молитв (см. «ат-Тамхид» Ибн Абди-ль-Барра, 23/402). Однако большинство имамов отклонили это мнение:
"Ибн Мас'уд сказал: «Женщина не может совершить намаз, превосходящий по достоинству молитву в её доме, кроме того случая, когда она молится у Заповедной мечети...» Это привели Вакиа и Абу Убайд. <...> Также это привёл аль-Байхакы, и в его варианте: «...кроме того, (когда она молится) в Заповедной мечети или в мечети Посланника, мир ему и благословение Аллаха».
И среди (учёных) были те, кто дозволял (женщинам посещение) пятничных молитв – если они будут в безопасности от искушения; таким было мнение Малика в передаче Ибн аль-Касима... Затем они разделились на два мнения в вопросе: дозволено ли женщинам (приходить в мечети) и ночью, и днём?
Одно из мнений состоит в том, что им дозволено посещать любую из (коллективных) молитв; это передано от Малика, аш-Шафи'и, Абу Юсуфа, Мухаммада (бин аль-Хасана) и также является позицией сторонников нашего (мазхаба, т.е. ханбалитов). Они доказывали это общим смыслом хадисов (о том, чтобы не запрещать женщинам посещение мечетей) и их приходом (в мечети) в дни двух праздников" («Фатху-ль-Бари» Ибн Раджаба, 8/42-43).
Что же касается упомянутых выше асаров, то в них речь шла о конкретных женщинах, которые приходили в мечети излишне нарядными и надушенными, как об этом сказал Ибн Дакык аль-Ид:
"«Если бы Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел, что женщины ввели после него, он запретил бы им входить в мечети, как это запретили женщинам сынов Израиля». Здесь под словом «введение» понимается использование красивой одежды, парфюмерии и украшений" («Ихкяму-ль-ахкям», 1/197).
Таким образом, женщины, свободные от этих средств соблазна, могут посещать мечети в любое время дня и ночи.
Читайте также:
О проклятии...
К чему сегодня призывают проповедники?
Дети в мечети
Мужчина не подобен женщине
Может ли мужчина держать супругу за руку и приветствовать посторонних женщин?
И хвала Аллаху, Господу миров.