Общеизвестно, что принцип воздаяния равным («кыса́с») не действует в том случае, если мусульманин незаконно убил неверного или нанёс ему увечья, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Мусульманина не казнят за (убийство) неверного» (аль-Бухари, Муслим).
А имам Ибн Аби Зайд аль-Кайравани говорил:
«Свободного человека не казнят за (убийство) раба, но раба казнят за свободного; мусульманина не казнят за неверного, но неверного казнят за мусульманина. Также нет воздаяния равным за нанесение увечий между свободным и рабом, между мусульманином и неверным» («ар-Рисаля», стр. 583-584).
Исключением являются разбойники и мятежники, вероломно убивающие и калечащие людей ради их имущества и в политических целях:
«Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся посеять нечестие на земле, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения» (Коран, 5:33).
Шейху-ль-ислам Ибн Таймия сказал:
«Что же касается разбойников, то их следует казнить за похищение имущества людей, так как их вред общий и они подобны ворам. И убийство таких людей является наказанием от Аллаха, в чём единогласны все факыхи. (Оно применяется), даже если убитый не равен убийце, как, например, убийца был свободным, а убитый им – рабом, или убийца был мусульманином, а убитый – зиммием или иным неверным, получившим гарантии безопасности (от мусульман). Но факыхи разошлись в вопросе, казнят ли того, кто занимался разбоем? Наиболее обоснована позиция, что такого человека следует казнить, ибо его казнь станет возмездием за общее распространение вреда» («Маджму’у-ль-фатава», 28/311).
В остальных случаях с убийц и дебоширов, осознанно причинивших вред неверным, в шариатской стране взимается такая же компенсация, как и с тех, кто убил или покалечил мусульманина, но был прощён им самим либо его роднёй. аль-Байхакы и ад-Даракутни передали, что однажды в эпоху халифата Усмана какой-то мусульманин убил мужчину из числа зиммиев, и Усман не стал казнить его, но взыскал с него компенсацию, равную выкупу за кровь верующего (достоверность асара подтвердил имам Ибн Хазм; см. «аль-Мухалля», 10/223). Также от Ибн Мас'уда, Алькамы бин Кайса, Муджахида, Ата и Ибрахима ан-Наха'и известно, что они говорили: «Компенсация (за нанесение вреда) для неверного, с которым заключён договор, равна компенсации для свободного мусульманина» («аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шайбы, 6/360-361).
Что верно для наказания за убийство, верно и для ран:
«К свободному человеку не применяется воздаяние равным за увечья, нанесённые рабу, а к мусульманину – за увечья зиммию, как не применяется и отсечение конечности, ввиду того, что их жизнь неравноценна; жизнь невольника стоит меньше жизни свободного, а жизнь зиммия – меньше жизни мусульманина. Но если воздаяние равным неприменимо, его следует заменить выплатой компенсации» («Фикху-с-сунна» Сейида Сабика, стр. 791-792).
Об этом же упоминал и Ибн Кудама в своём труде «Умдату-ль-фикх»:
«За тяжёлую травму, нанесённую любому органу тела другого человека, нужно воздать равным; за выбитый глаз лишают глаза, за отрезанный нос – носа. Также наказывают за увечья, нанесённые любому из век, любой губе, языку, зубу, руке и ноге, пенису и яичкам, нанося похожие увечья (преступнику). Этот же принцип действует для любых травм, за которые возможно воздать равным.
При этом важно, чтобы преступник был равен потерпевшему в шариатском статусе, увечье было нанесено злонамеренно, а ответная мера не содержала чрезмерности» (стр. 131).
Читайте также:
Наказание за воровство
Преступление и наказание
Казнить нельзя помиловать. Смертная казнь в Исламе
Об убийцах и смерти
В продолжение темы наказаний
Шариатские наказания или тюрьма: что гуманней?
И хвала Аллаху, Господу миров.