Главный идеолог басрийских мутазилитов Абу Али аль-Джуббаи, у которого 20 лет учился кумир всех ашаритов Абу-ль-Хасан аль-Ашари, сообщил:
"Потом появились люди из числа тех, кто утверждает видение (Аллаха в Раю) и отрицает уподобление (Аллаха Его рабам).
...это мнение привело их к тому, что они считают правдой все хадисы, рассказанные об этом, например: «Поистине, Господь миров покажется Своим рабам в День воскресения, обнажит Свою голень и скажет: “Я ваш Господь!” – а они ответят: “Мы прибегаем к защите Аллаха от тебя!”», и тому подобные рассказы нелепого содержания.
Наиболее близко (к правде) из переданного на сей счёт то, что Пророк, мир ему, предсказал: «Вы увидите вашего Господа так же (ясно), как видите Луну в ночь полнолуния, и возможность увидеть Его не будет для всех вас одновременной».
Но приверженцы нашего (мазхаба) сказали об этом: «Поистине, единичное предание в подобных случаях не принимается – оно принимается лишь в вопросах, касающихся поступков»" (из сборника «Фадлю-ль-и'тизали ва табакату-ль-му'тазиля» мутазилитских авторов, стр. 158).
Современные мутакаллимы, игнорируя все неудобные для них хадисы, выбирают гораздо более деликатные выражения, но суть остаётся та же. Вот что говорил на сей счёт знаменитый схоласт прошлого века Мухаммад аль-Кяусари:
"Хадис мутаватир (непрерывный) — это тот, который передаётся от целой (большой) группы людей другой (большой) группе людей, по множеству независимых путей, ведущих к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Такое большое число передатчиков на каждой стадии передачи исключает возможность (сговора), возможность тайно измыслить или фальсифицировать хадис.
Ахад, или одиночный хадис (также известный как «хабар аль-вахид»), — это тот хадис, который не дошёл до степени мутаватир. Хадис ахад может быть достоверным (сахих), хорошим (хасан) или слабым (да’иф). Этот хадис не передаёт положительной информации сам по себе (из него не извлекается информация), если он не поддерживается посторонними или косвенными доказательствами.
Согласно большинству учёных четырёх мазхабов, совершать деяния согласно повествованию ахад обязательно, даже если ахад не содержит утвердительной информации, если соблюдены определённые условия.
Что касается установления вопросов акыды, большинство учёных считают, что в этом вопросе нельзя полагаться на хадисы ахад, поскольку вероучение (акыда) должно основываться на полной уверенности. Поэтому все проблемы, которые находятся между верой (иман) и неверием (куфр), не могут быть выведены из хадисов ахад" (взято отсюда).
Как видим, ашариты полностью сохранили мутазилитский подход к одиночным хадисам, но об именах своих духовных отцов «скромно» помалкивают. Как молчат и о том, кто конкретно из ранних имамов-хадисоведов, составивших общеизвестные сборники Сунны, фильтровал пророческие хадисы подобным образом.
Читайте также:
Коран, Сунна и ашариты
Что важнее: разум или доводы шариата?
Об играющих в религию
В пучине философской глупости
Духовные потомки мутазилитов
Смуты в исламской умме пошли от мутакаллимов
И хвала Аллаху, Господу миров.