Category:

О таслиме мусульман, совершающих намаз за имамом

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Ханбалитский учёный аль-Бухути говорил:

«Если мамум произносит слова привествия (в конце намаза) одновременно с имамом, то это нежелательно и не соответствует Сунне, однако сама молитва будет действительной, так как он выполнил этот столп вместе с ним.

Если он нарочно произнёс (весь) салям раньше имама безо всякого оправдания, то молитва первого станет недействительной, поскольку он сознательно отказался соблюсти (один из её) обязательных элементов, следуя за вторым. Если же он сделал это по ошибке, то ему нужно, (вернувшись к намазу), повторить свой салям после саляма имама — потому что он не вправе выйти из молитвы раньше него. Если он не повторит это, то его намаз пропадёт зря. ...если мамум произнёс первый салям после имама, но раньше его второго саляма, а второй салям — после его второго саляма, то это дозволено, так как он этим действием не вышел за рамки следования имаму. ...но если мамум второй салям скажет раньше него с учётом того, что мы говорили об обязательности (следования), то такое запрещено, потому что этим он откажется следовать за имамом безо всякого оправдания» («Кяшшафу-ль-кынагь», 1/465).

В этом тексте речь идёт о тех мамумах (т.е. стоящих позади имама), которые уже выполнили все ракааты коллективного намаза. Если же какой-то мусульманин отстаёт от имама на целый ракаат или более того, то он, конечно, обязан продолжать молитву после саляма второго — до тех пор, пока самостоятельно не наберёт нужное число ракаатов.

Читайте также:

Неграмотный имам
Действительна ли молитва, начатая раньше времени?
Действительна ли молитва за зиндиком?
Об имамах, «проклёвывающих намаз»
Должны ли совпадать намерения имама и мамумов?
О совмещении пятничной молитвы с другими намазами

И хвала Аллаху, Господу миров.