О благословении нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
«Практически в каждом мусульманском треде непременно найдётся умник, считающий необходимым внести свои пять копеек путём указания автору поста и участникам дискуссии на обязательность мольбы за Пророка ﷺ (салавата) при упоминании его имени или звания, непременно в полном виде и без сокращений. При этом данный знаток Сунны может вовсе не иметь мнения по существу дискуссии, не вникать в суть поста и статьи, а зацепиться лишь за эту деталь, как вредный школьный учитель, который всегда найдёт, к чему придраться в выполненной на пятёрку работе ученика» (с).
Чтобы не спорить о частных мнениях, процитируем хафиза Ибн Абди-ль-Барра:
"Все учёные согласились с тем, что благословлять Пророка, мир ему, является обязанностью каждого мусульманина в силу слов Аллаха «О те, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте миром!» (Коран, 33:56). Но после этого они разошлись во мнениях о том, когда обязательно и в какое время уместно (произносить) это? Мазхаб Малика и его сторонников и мнение Абу Ханифы и его сторонников состоят в том, что благословение Пророка, мир ему — это обязанность, в общем связанная с верой, и она прямо не касается молитвы. Из их мазхаба следует вывод, что эта обязанность спадёт с того, кто хоть однажды в своей жизни благословил Пророка, мир ему, после ташаххуда.
От Малика, Абу Ханифы, ас-Саури и аль-Ауза'и также известно, что они говорили: «Дозволено благословлять Пророка, мир ему, после ташаххуда». Они назвали это желательным, а человек, оставляющий это, был им неприятен, но обязательным элементом (молитвы) они это не считали. А аш-Шафи'и сказал: «Если молящийся не благословил Пророка, мир ему, после последнего ташаххуда и перед таслимом, то ему следует повторить намаз»" («ат-Тамхид», 16/191).
Имам ан-Навави передал:
«Учёные разделились в вопросе об обязательности благословения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, вслед за последним ташаххудом намаза. Мазхаб Абу Ханифы, Малика, да помилует их Аллах, и большинства имамов состоит в том, что это желательно, и у того, кто оставил это, молитва будет действительной. А аш-Шафи'и и Ахмад пришли к мнению, что это обязательно, и если кто-то пропустит это, его молитва станет недействительной. То же самое сообщается от Умара бин аль-Хаттаба и его сына Абдуллы, да будет доволен ими Аллах, и такой же была позиция аш-Ша'би» («Шарху сахихи Муслим», 4/94).
Что верно для намаза, верно и для повседневной речи мусульман. Конечно, в исламских проповедях, книгах и публикациях нет никаких помех к тому, чтобы произносить или писать салават после каждого упоминания нашего Пророка ﷺ. Но в нерелигиозных речах и текстах, адресованных неверующей публике (напр., при защите докторской диссертации по истории арабского мира) этого лучше избегать. Вспомним, что даже в своих письмах к монархам разных стран Посланник Аллаха ﷺ не добавлял к собственному имени слова салавата, как не упоминали их и толмачи при переводе текста этих писем (см, например, хадис от Муслима, № 1132).
Читайте также:
Письмо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к шаху Ирана
Хадис о римлянах
«Они хотели, чтобы ты уступил, и они бы уступили...»
И хвала Аллаху, Господу миров.
«Практически в каждом мусульманском треде непременно найдётся умник, считающий необходимым внести свои пять копеек путём указания автору поста и участникам дискуссии на обязательность мольбы за Пророка ﷺ (салавата) при упоминании его имени или звания, непременно в полном виде и без сокращений. При этом данный знаток Сунны может вовсе не иметь мнения по существу дискуссии, не вникать в суть поста и статьи, а зацепиться лишь за эту деталь, как вредный школьный учитель, который всегда найдёт, к чему придраться в выполненной на пятёрку работе ученика» (с).
Чтобы не спорить о частных мнениях, процитируем хафиза Ибн Абди-ль-Барра:
"Все учёные согласились с тем, что благословлять Пророка, мир ему, является обязанностью каждого мусульманина в силу слов Аллаха «О те, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте миром!» (Коран, 33:56). Но после этого они разошлись во мнениях о том, когда обязательно и в какое время уместно (произносить) это? Мазхаб Малика и его сторонников и мнение Абу Ханифы и его сторонников состоят в том, что благословение Пророка, мир ему — это обязанность, в общем связанная с верой, и она прямо не касается молитвы. Из их мазхаба следует вывод, что эта обязанность спадёт с того, кто хоть однажды в своей жизни благословил Пророка, мир ему, после ташаххуда.
От Малика, Абу Ханифы, ас-Саури и аль-Ауза'и также известно, что они говорили: «Дозволено благословлять Пророка, мир ему, после ташаххуда». Они назвали это желательным, а человек, оставляющий это, был им неприятен, но обязательным элементом (молитвы) они это не считали. А аш-Шафи'и сказал: «Если молящийся не благословил Пророка, мир ему, после последнего ташаххуда и перед таслимом, то ему следует повторить намаз»" («ат-Тамхид», 16/191).
Имам ан-Навави передал:
«Учёные разделились в вопросе об обязательности благословения Пророка, мир ему и благословение Аллаха, вслед за последним ташаххудом намаза. Мазхаб Абу Ханифы, Малика, да помилует их Аллах, и большинства имамов состоит в том, что это желательно, и у того, кто оставил это, молитва будет действительной. А аш-Шафи'и и Ахмад пришли к мнению, что это обязательно, и если кто-то пропустит это, его молитва станет недействительной. То же самое сообщается от Умара бин аль-Хаттаба и его сына Абдуллы, да будет доволен ими Аллах, и такой же была позиция аш-Ша'би» («Шарху сахихи Муслим», 4/94).
Что верно для намаза, верно и для повседневной речи мусульман. Конечно, в исламских проповедях, книгах и публикациях нет никаких помех к тому, чтобы произносить или писать салават после каждого упоминания нашего Пророка ﷺ. Но в нерелигиозных речах и текстах, адресованных неверующей публике (напр., при защите докторской диссертации по истории арабского мира) этого лучше избегать. Вспомним, что даже в своих письмах к монархам разных стран Посланник Аллаха ﷺ не добавлял к собственному имени слова салавата, как не упоминали их и толмачи при переводе текста этих писем (см, например, хадис от Муслима, № 1132).
Читайте также:
Письмо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к шаху Ирана
Хадис о римлянах
«Они хотели, чтобы ты уступил, и они бы уступили...»
И хвала Аллаху, Господу миров.