Ответим на вопрос, поставленный в заголовке, словами великих учёных мусульманской уммы – историков и богословов.
Имам аш-Шатыби, описывая наших праведных предков, говорил:
«У арабов не было мелодичного пения подобно тому, как это делают люди в наши дни. Они выразительно читали стихи и не обучались пению подобно сегодняшнему, которое появилось после них. Они смягчали голос и тянули его так, как это подобало (музыкально) неграмотным арабам, не знавшим искусства музыки. И не было в таком голосе того, от чего можно было бы испытать удовольствие, и того, что возбуждало. Присутствовали же в их голосах бодрость и активность, как это делали эфиопы и Абдулла бин Раваха, подгоняя пением верблюдов возле Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» («аль-И’тисам», 1/346).
А шейху-ль-исламу Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, принадлежат такие слова:
"Знай, что в течение первых трёх веков существования Ислама ни в Хиджазе, ни в Шаме, ни в Йемене, ни в Египте, ни в Магрибе, ни в Ираке, ни в Хорасане не было среди набожных, праведных, отрекавшихся от этого мира и поклонявшихся Аллаху людей тех, кто собирался бы для слушания подобных вещей (музыки). Явление это начало распространяться с конца второго века хиджры. И когда имамы увидели, что происходит, они отвергли это. А имам аш-Шафи’и, да будет милостив к нему Аллах, сказал: «В Багдаде я застал нечто выдуманное безбожниками и именуемое ими “подниманием пыли” [“тагби́р”]. С помощью этого они отвращают людей от Корана». Что же касается Язида бин Харуна, то он сказал: «Только распутные занимаются этим, да и когда раньше делали нечто подобное?» Относительно этого задали вопрос и имаму Ахмаду Ибн Ханбалю, да помилует его Аллах, на что он ответил: «Я чувствую к этому отвращение, поскольку это является ересью», а когда его спросили: «Проводишь ли ты время с ними?», он ответил: «Нет!» Такое же отвращение к подобным вещам чувствовали и другие имамы исламской религии. Что же касается крупнейших из числа праведных шейхов, то они не посещали подобные собрания, что относится к Ибрахиму бин Адхаму, аль-Фудайлю бин Ияду, Ма’руфу аль-Кярхы, Абу Суляйману ад-Дарани, Ахмаду бин Аби Хавари, ас-Сарри ас-Сакаты и другим подобным им шейхам.
Если же говорить о других достойных шейхах, посещавших такие собрания, то в конце концов они отказались от этого, а некоторые из выдающихся шейхов порицали тех, кто занимается этим, как делали это Абду-ль-Кадир, шейх Абу-ль-Баян и другие. Слова аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, о том, что такие слушания являлись ересью безбожников, были словами человека, хорошо знавшего об основах Ислама, в то время как всех тех, кто призывал других принимать участие в этом, обвиняли в неверии, что относится к таким людям, как Ибн ар-Раванди, аль-Фараби, Ибн Сина и им подобным".
Далее Ибн Таймия сказал:
«Человек, обладающий знанием об истинной сути религии, а также о состояниях, познаниях, чувствах и волнении сердец, знает о том, что слушания такого рода не приносят сердцам никакой пользы и ничего не дают им кроме того, что заключают в себе вред и порок. Более того, это оказывает на душу такое же воздействие, какое вино оказывает на тело, в силу чего занятые слушанием (музыки) могут впадать в более сильное опьянение, чем то, в которое другие люди впадают от вина. Они ощущают наслаждение, теряя способность отличать (хорошее от дурного), подобно тому, как ощущает его выпивший вино, но у первых это проявляется в ещё большей степени. Подобные вещи удерживают их от поминания Аллаха и от совершения молитв в большей мере, чем удерживает их от этого вино, и музыка разжигает среди них вражду больше, чем это может сделать вино».
Шейху-ль-ислам также сказал:
"Что касается танцев, то ни Аллах, ни Посланник Его, да благословит его Аллах и приветствует, не приказывали делать ничего подобного, как не повелевал заниматься этим и никто из имамов, напротив, в Своей Книге Аллах Всевышний говорит:
«Будь размерен в своей походке и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рёв осла» (Коран, 31:19).
В Книге Своей Аллах Всевышний также говорит:
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно» (Коран, 25:63),
иными словами, спокойно и с достоинством. Что касается поклонения мусульман, то внешними его проявлениями становятся поясные и земные поклоны. Точно также не повелевали ни Аллах, ни Посланник Его, да благословит его Аллах и приветствует, и никто из первых мусульман бить в бубны и танцевать, и прав был тот, кто сказал: «Это является сетью для ловли простых людей». И, поистине, большинство из их предводителей прибегает к использованию таких сетей ради собственных пропитания и развлечения, как сказал об этом Аллах Всевышний:
«О те, которые уверовали! Воистину, многие из книжников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха» (Коран, 9:34).
Поэтому тот, кто занимается подобными вещами, относится к числу заблудших имамов, о которых было сказано следующее:
«Они скажут: “Господь наш! Мы повиновались нашей знати и нашим старейшинам, и они сбили нас с (верного) пути. Господь наш! Подвергни их двойному наказанию и прокляни их великим проклятием!”» (Коран, 33:67-68).
Если же говорить о тех из них, кто делает это вполне искренне, то они также используют сети, но сети их порваны, и поэтому добыча уходит от них, когда попадает туда, что случается весьма часто. Тех же, кто предаётся этому новоизобретённому слушанию, не постигнув основ шариата, узаконенного Аллахом и Его Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах приводит к дурному исходу" («Маджму'у-ль-фатава», 11/569-574).
Есть небольшое исключение, которое относится к свадьбам и исламским праздникам. Передают от Аиши, сказавшей:
"Ко мне вошёл Абу Бакр, когда у меня были две служанки из ансаров. Обе напевали то, что говорили друг другу ансары в день бу'аса (когда племена Аус и Хазрадж вступили в войну). Обе не были певицами. Но Абу Бакр сказал: «Неужто это звуки Шайтана в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?! Да ещё и в день праздника!» И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Абу Бакр, у каждого народа есть свой праздник и это – наш праздник»" (Муслим).
Имам ан-Навави говорил:
«Учёные имели разногласия относительно пения (в дни праздников): большинство обитателей Хиджаза дозволяли его, и (также это мнение) передаётся от Малика. Абу Ханифа же и жители Ирака запретили его. В мазхабе аш-Шафи'и оно нежелательно, и это (же мнение) известно из мазхаба Малика. Дозволявшие (пение учёные) спорили (с оппонентами, цитируя) этот хадис, а другие отвечали, что суть этого пения состояла (в призывах) к храбрости, борьбе, искусному сражению и тому подобному» («Шарху сахихи Муслим», 6/182).
Подобный же хадис передал аль-Бухари (в одной из версий сказано, что две девушки играли на бубнах). Ибн Хаджар сказал:
"Группа суфиев приводят этот хадис в доказательство на дозволенность пения в сопровождении музыкальных инструментов и без них. Для опровержения им достаточно пояснения Аиши в хадисе следующей главы, которая сказала: «Они не были певицами»" («Фатху-ль-Бари», 2/442).
Он также говорил:
«И в дни праздника не порицается игра на бубне – так же, как не порицается это и на свадьбе» («Фатху-ль-Бари», 2/513).
Читайте также: О хадисе: «Кто познал свою душу, тот познал своего Господа»
И хвала Аллаху, Господу миров.