russ_muslim (russ_muslim) wrote,
russ_muslim
russ_muslim

Categories:

Ахмад Ибн Ханбаль и вопрос о такфире

Известно, что Исхак бин Ахмад аль-Каттан аль-Багдади (его биография есть в сборнике «Тариху Багдад», 7/430) рассказал:

"У нас в Багдаде был сосед, которого мы называли «врачом всех городов». Он обследовал праведников и заключал с ними сделки. И он как-то сообщил мне: “Однажды я вошёл к Ахмаду Ибн Ханбалю, у которого был мрачный вид. Я спросил его: «Что с тобой, о Абу Абдилля?» Он ответил: «(Я во) благе». Я спросил: «Что это за благо?» Он сказал: «Я подвергся такому испытанию, что меня высекли (плётками); затем меня вылечили, и я поправился, однако в моей пояснице есть место, которое по-прежнему болит, причём эта боль сильнее, чем то избиение». Я попросил: «Покажи мне свою поясницу». Он оголил её передо мной, и я не увидел там ничего, кроме следов от ударов. Я сказал: «У меня нет понятия (о том, что это), однако я соберу сведения на сей счёт». Я вышел из дома и посетил начальника тюрьмы, который был моим хорошим знакомым. Я спросил его: «Могу я зайти в тюрьму по одному вопросу?» Он ответил: «Зайди».

Я вошёл туда, собрал всех молодых заключённых и раздал им мелкие деньги, которые были при мне. Затем я стал беседовать с ними, пока они не привязались ко мне, а потом спросил: «Кого из вас чаще всего секли?» Они стали хвалиться друг перед другом, пока не согласились с тем, что один из них чаще всего страдал от ударов и был наиболее терпелив. Я сказал ему: «Я тебя спрошу кое о чём?» Он ответил: «Давай». Я сказал: «Есть один слабый старик, который не занимался такими вещами, как вы. Его высекли плетьми в состоянии голода, чтобы убить небольшим числом ударов. Однако он не умер; его вылечили, и он поправился. Но в его пояснице осталось место, причиняющее ему такую боль, какую он не может вытерпеть». Тот засмеялся, и я спросил: «Что с тобой?» Он ответил: «Тот, кто вылечил его, был ткачом». Я спросил: «И что с того?» Он сказал: «Он оставил в его пояснице кусок мёртвой плоти, который не стал удалять». Я спросил: «А что с ним делать?» Он сказал: «Разрезать поясницу скальпелем, вытащить эту часть плоти и выбросить её. Если же она останется на месте, то (омертвление тканей) дойдёт до его сердца и убьёт его».

Я вышел из тюрьмы и вернулся к Ахмаду Ибн Ханбалю, обнаружив, что он пребывает в том же состоянии. Я поведал ему обо всём происшедшем, а он спросил: «И кто рассечёт (мою поясницу)?» Я ответил: «Я». Он сказал: «А ты сделаешь то, (о чём я попрошу)?» Я ответил: «Да». Тогда он встал, вошёл в дом, а потом вышел оттуда, держа в руке две подушки, а на его плече было полотенце, (накинутое на туловище). Одну подушку он положил возле меня, а другую – возле себя и сел на неё, сказав: «Попроси у Аллаха помощи в том, чтобы сделать (правильный) выбор». Затем он убрал полотенце с поясницы, а я сказал: «Покажи мне больное место». Он ответил: «Прощупай её своим пальцем, а я сообщу тебе (о боли)». Я поставил свой палец и спросил: «Это место болит?» Он сказал: «Нет, хвала Аллаху за благополучие». Я (переместил палец) и спросил: «А это?» Он ответил: «Нет, хвала Аллаху за благополучие». Я снова спросил: «А вот это?» Он сказал: «Да, прошу у Аллаха исцеления». Я понял, что это и есть больное место, и приставил к нему скальпель. Когда же он почувствовал жар (нагретого) скальпеля, то положил руку себе на голову и начал произносить: «О Аллах, прости (халифа) аль-Мутасыма!», пока я вырезал ему (часть плоти).

Затем я вытащил этот мёртвый кусок и выбросил его, а его спину стянул тугой повязкой. Он же (повторял): «О Аллах, прости аль-Мутасыма», ничего не добавляя к этим словам, затем успокоился и замолчал. Потом сказал: «Я будто был связан путами, а теперь освободился». Я же спросил: «О Абу Абдилля, когда людей постигает испытание, они молятся против несправедливости, а ты, как я вижу, взываешь с мольбой за аль-Мутасыма, (который приказал высечь тебя)?» Он ответил: «Я уже размышлял над тем, что ты говоришь. Он – потомок дяди Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (аль-Аббаса), и я не хотел бы, чтобы в День воскрешения между мной и кем-либо из его родни была вражда. Пусть он будет свободен от этого»”" («Раудату-ль-'укаля» Ибн Хиббана, стр. 57-58).

Из этой истории мы ясно понимаем, что имам Ахмад не вынес персональный такфир аббасидскому халифу аль-Мутасыму, оправдав невежеством его заблуждения. И ни один разумный суннит не назовёт этого великого учёного Сунны еретиком или подхалимом тиранов.

Читайте также:

Нюансы в вопросе такфира
Иджтихад в вопросе персонального такфира
Ширк и оправдание по невежеству
Является ли каждый мусульманин верующим?
Являются ли хариджиты и мурджииты мусульманами?

И хвала Аллаху, Господу миров.
Tags: Вопросы вероучения, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Борьба против ереси хубшартизма

    "Как же мне узнать, находится ли моя любовь к Аллаху под угрозой исчезновения в любой миг? Как понять, что она базируется на сугубо мирских основах?…

  • Мнимые жертвы проституции

    Феминистки и бабопоклонники всего мира обожают тему сексуального рабства, которую уже неоднократно обстебали и русские, и украинские юмористы:…

  • Ересь хубшартитов

    "Каково твоё мнение о следующей секте, которая состоит из потомков мусульман и носит название «хубшартиты»? <...> На деле среди общин…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment