Тем исламским меломанам, которые считают слушание музыки и песен полностью дозволенным занятием (в том числе в состоянии уразы, ихрама и при неотлучном пребывании в мечети), я советую изучить тафсир двух священных аятов:
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов и которые отстраняются от пустословия» (Коран, 23:1-3);
«Они не являются свидетелями лжи (не присутствуют при лживых речах), а проходя мимо праздного (или пустословия), проходят с достоинством» (Коран, 25:72).
Если бы музыка не входила в категорию праздных развлечений, то наши праведные предки (начиная с самых первых пророков) слушали бы её постоянно и не упрекали друг друга за это. Но на деле нам известны лишь два достоверных хадиса о том, как юные служанки распевали песни в их домах, причём каждый раз это становилось причиной споров:
"(Однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл ко мне (Аише) в то время, когда у меня находились две девушки, певшие песню о (сражении при) Бу‘асе, лёг на постель и отвернулся. (А через некоторое время в мою комнату) вошёл Абу Бакр и прикрикнул на меня, сказав: «(Как может) свирель Шайтана (звучать) у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?!» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему и сказал: «Оставь их». Когда же (Абу Бакр) отвлёкся, я сделала девушкам знак и они вышли" (аль-Бухари, Муслим).
"Я (Амир бин Са‘д) посетил свадьбу, (где были два известных сахаба) — Кураза бин Кя‘б и Абу Мас‘уд аль-Ансари. На ней присутствовали служанки, распевавшие песни. Я спросил: «Вы же оба сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, которые участвовали в битве при Бадре, и теперь перед вами творится такое?!» Они ему ответили: «Если хочешь, садись и слушай вместе с нами или же уходи. Нам дозволено веселиться на свадьбах»" (ан-Насаи, аль-Хаким. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. См. «Сахиху ва да'ифу сунани-н-Насаи», 7/455).
Также в тексте обоих преданий нет и намёка на то, что эти служанки использовали музыкальные инструменты, а в одной из версий хадиса от Аиши прямо сказано, что они не были певицами, т.е. не обучались искусству пения и не зарабатывали на этом деньги.
Что касается бритья бороды, то Ибн Кудама аль-Макдиси говорил:
«За повреждение любой части человеческого тела, которая выполняет единую функцию – язык, нос, половой член, органы слуха, зрения, обоняния, мышления, речи, держания и ходьбы – предусмотрена выплата отдельной компенсации. Это же верно и для любых отрицательных изменений в его теле, вызванных травмой – например, лицо стало повёрнутым набок, его щёки потемнели, моча и кал стали выходить непроизвольно, у человека выпали волосы головы и БОРОДА; за это взимается штраф» («Умдату-ль-фикх» Ибн Кудамы, стр. 134).
То есть все имамы его эпохи считали бороду естественной частью мужской внешности, а за насильственные действия, которые привели к её выпадению у другого человека, требовали наложить на виновного штраф – в отличие от выпадения тех волос, которые предписано удалять (например, усов или волос под мышками). И никакого иного мнения от учёных Ислама (включая ашаритов) на сей счёт не передаётся.
Конечно, бороду, как и волосы головы, можно расчёсывать и подравнивать, но сбривать её без веской причины – это грех, в котором никто из имамов четырёх мазхабов не сомневался (подробнее здесь)!
Читайте также:
Борода в Исламе
Борода и народ Лута
Ислам и санитария
Хадис о пении
Некоторые предания о веселье саляфов
Общество информационного шума
И хвала Аллаху, Господу миров.