russ_muslim (russ_muslim) wrote,
russ_muslim
russ_muslim

Category:

Был ли ан-Навави муфаввидом?

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Ашариты, пытясь представить имама ан-Навави сторонником тафвида (агностического подхода к именам и свойствам Аллаха), в доказательство цитируют следующий отрывок из его комментария к хадису о руках Аллаха:

"Среди них (учёных) есть те, кто сказал: «Мы веруем в эти хадисы, не обсуждая их толкование, и мы не знаем их смысла, но при этом убеждены, что их не следует понимать буквально, поскольку они несут тот смысл, который подобает Всевышнему Аллаху». Это мазхаб большинства (праведных) предшественников и некоторых групп схоластов" («Шарху сахихи Муслим», 12/211-212).

Однако в этом месте ан-Навави говорил не о руках Аллаха, а комментировал слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Поистине, справедливые будут восседать перед Аллахом на минбарах из света справа от Милостивого».

Вот как он приступил к данной теме:

"Что насчёт слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «справа от Милостивого», то они относятся к числу хадисов об атрибутах (Аллаха). В начале этого толкования уже было дано разъяснение о спорах учёных в данном вопросе".

Далее следует уже упомянутый текст, а чуть ниже он привёл мнение Ибн Арафы:

«О человеке говорят, что он подошёл к кому-то с правой стороны, если тот подошёл с похвальной стороны. Арабы связывают похвальные поступки и благодеяния с правой стороной, а противоположные вещи — с левой».

(Полностью этот хадис выглядит так: «Поистине, справедливые будут восседать перед Аллахом на минбарах из света справа от Милостивого, велик Он и почтенен, обе руки Которого являются правыми. (Ими станут те,) которые справедливы в своих решениях, касающихся их семей и всего того, над чем они властны». Передали имамы Муслим, ан-Насаи и Ахмад)

А вот что ан-Навави сказал о самих руках Аллаха:

"«Обе Его руки правые». Следует обратить внимание на то, что правая рука не означает конечность. Аллах превыше этого, и такое для Него невозможно" (12/212),

не добавив к этому никаких преданий от саляфов или мнений суннитских учёных. Но даже если та цитата, которая дана в начале, относится к рукам Аллаха — она противоречит другим словам ан-Навави, где он обсуждает фразу «Аллах явится к ним в том Образе, который они знают»:

"Что касается слов (Пророка), мир ему и благословение Аллаха, «Аллах явится к ним в Образе, который им известен», то под Образом здесь имеется в виду атрибут (Аллаха). Смысл этого — в том, что Аллах покажется им в том качестве, которое они знают" («Шарху сахихи Муслим», 3/20).

Здесь он тоже ни разу не обмолвился о тафвиде, а прямо сообщил, что у этих слов есть определённый и понятный для читателя смысл.

Читайте также:

О тафвиде
Тафвид и агностицизм
Мировоззрение имамов аз-Захаби и ас-Саффарини
Ответ на ашаритские инсинуации
Об убеждениях имама Ахмада
Как определить смысл непонятных аятов?

И хвала Аллаху, Господу миров.
Tags: Ашариты, Вера в Аллаха, Вопросы вероучения, Грехи и заблуждения мусульман
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О «благодарных потомках»

    Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Юрий Алексеевич Гагарин — человек, к которому ни один честный мусульманин не должен иметь серьёзных…

  • Ещё о домашней эротике

    Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Кто-то, возражая на мою статью, где я упомянул домашнюю эротику, может показать ответ шейха…

  • Стрельба в Перми

    Не скажу, что я рад пермской трагедии, однако тупое ватноголовое быдло вновь получает по заслугам (речь не о погибших, а о тех, кто теперь будет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment