Category:

Наказание за упущенное раскаяние

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Суровость ряда наказаний, к которым вправе приговорить шариатский суд, обусловлена не только грехами подсудимых, но и тем, что во многих случаях они не пожелали вовремя исправить последствия этих грехов. К примеру, если вору отрубили руку, то это означает, что перед началом уголовного расследования он так и не вернул украденную вещь на место либо не возместил её стоимость – дабы хозяин передумал заявлять в полицию о её пропаже. Если четверо правдивых мужчин в суде признали факт того, что они стали очевидцами чужого прелюбодеяния – это значит, что блудники, которых они застукали с поличным, не устыдились своего греха, заверив их в том, что впредь такого не повторится (либо уже давали такие обещания раньше). При этом любые сомнительные детали являются доводом в пользу обвиняемого:

«Установленное наказание отпадает при наличии сомнений; если, например, некто прелюбодействовал с (чужой) рабыней, которая имеет общее, пусть и небольшое, имущество с ним или его сыном, либо совокупился с женщиной, состоящей с ним в спорном браке, или прелюбодействовал по принуждению, либо украл часть имущества, на которое у него или у его потомков есть право – даже если это и далёкий потомок, либо украл имущество у своего должника, которое он не мог вернуть себе законным путём, то тогда его не наказывают установленной в шариате карой» («Умдату-ль-фикх» Ибн Кудамы, стр. 138).

То же самое верно и для казни вероотступников: перед тем как вынести такой приговор, человека должны признать дееспособным и за время следственной изоляции несколько раз предложить ему покаяние:

"Следует в обязательном порядке казнить всех мужчин и женщин из числа тех, кто отрёкся от Ислама – в силу слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Убейте того, кто поменял свою религию» (аль-Бухари). Но перед тем как казнить, такому человеку трижды предлагают покаяться; если он покаялся, вернувшись в Ислам, его прощают, а если нет – то казнят мечом.

И любой, кто стал отрицать бытие Аллаха, или придал Ему сотоварища, или приписал Ему супругу либо ребёнка, или оболгал Всевышнего Аллаха, или обругал Его, или оболгал либо опорочил Его Посланника, или стал отрицать какого-то иного пророка, Писание Аллаха либо некоторую часть его, или отрицал столпы Ислама, или счёл дозволенной ту вещь, запретность которой очевидна по единогласному мнению имамов – такой человек отступил от Ислама. Исключением является тот, для кого обязательные и запретные дела в Исламе были неизвестны, и он понимал это, не признавая неверие.

Ислам разумного ребёнка является действительным, но если он откажется от него, то такого вероотступника не казнят до тех пор, пока не предложат ему трижды покаяться после наступления совершеннолетия. Если у кого-то вероотступничество было достоверно установленным фактом, а затем он вернулся в Ислам, то его покаяние должны принять. Для этого ему достаточно засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад был посланником Аллаха – кроме тех случаев, когда его неверие состояло в отрицании какого-то иного пророка, Писания Аллаха, обязательного вида поклонения и т.п. либо он был убеждён в том, что Мухаммад послан лишь к арабам; тогда его свидетельство веры не принимают, пока он не признает те вещи, которые отрицал" (стр. 145).

Таким образом, смертная казнь и иные телесные наказания шариата часто становятся результатом тупого упрямства преступников, которые до последнего надеются избежать законной кары (в том числе и в будущей жизни). Напротив, богобоязненный мусульманин, который однажды поскользнулся, первым торопится признать и исправить свою ошибку, не дожидаясь приговора судьи.

Читайте также:

Шариатские наказания или тюрьма: что гуманней?
Наказание за воровство
Об открытом нечестии
Справедливость и Ислам
Грехи и раскаяние за них
Причины радости и печали мусульман

И хвала Аллаху, Господу миров.