О загробных судьбах людей
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Удивительно, но некоторые мусульмане считают отказ от того, чтобы рассуждать о судьбах конкретных покойников, признаком мурджиизма:


На самом деле никакое внешнее поведение человека накануне смерти не может быть 100-процентным доказательством его веры или неверия — таким, чтобы мы могли на основе этого предсказать его судьбу в загробном мире. Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и спросил Усаму бин Зайда, убившего одного мужчину из племени Джухайна: «Неужели же он произнёс: "Нет бога, кроме Аллаха", — а ты убил его?!» Усама ответил: «О Посланник Аллаха, поистине, он произнёс это только из страха перед (нашим) оружием!», на что он сказал: «А разве ты рассёк его сердце, чтобы узнать, говорило оно это или нет?!» (аль-Бухари; Муслим).
Кстати, поэтому мы и не должны обобщённо понимать те хадисы, где говорится о причинах страданиях покойников в барзахе (т.е. в ожидании Судного Дня). К примеру аль-Бухари и Муслим сообщили, что Пророк говорил: «Покойник в своей могиле страдает оттого, что кто-то громко рыдает над ним».
Все учёные Сунны сошлись на том, что Посланник Аллаха таким образом предостерёг нас от чрезмерного оплакивания наших родных после их смерти. Однако само это действие не является безусловной причиной их мук в могилах; к примеру, аль-Бухари внёс данный хадис в главу «О словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что покойник страдает из-за некоторых форм плача его семьи по нему — если это причитание входило в его обычаи». Ибн Хаджар прокомментировал так:
"Смысл этого состоит в том, что человеком, страдающим из-за некоторых форм плача его семьи по нему, является тот, кто (при жизни) был доволен таким поведением. ...поэтому Ибн аль-Мубарак сказал: «Если он при жизни запрещал им это, а они стали поступать так после его кончины, то он ничуть (не пострадает) от этого»" («Фатху-ль-Бари», 4/327).
Аналогичным образом, если этот человек перед смертью пришёл к выводу о том, что родные не должны истошно оплакивать его, но не смог донести до них эту мысль, то любой плач над его могилой уже не повредит ему.
Читайте также:
Хариджиты решают за Аллаха
Почему на покойнике проступают синяки?
Довод против хариджитов
О понятии «псы Ада»
О втыкании ветки в могилу мусульманина
Покаешься за грехи перед смертью?
И хвала Аллаху, Господу миров.
Удивительно, но некоторые мусульмане считают отказ от того, чтобы рассуждать о судьбах конкретных покойников, признаком мурджиизма:


На самом деле никакое внешнее поведение человека накануне смерти не может быть 100-процентным доказательством его веры или неверия — таким, чтобы мы могли на основе этого предсказать его судьбу в загробном мире. Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и спросил Усаму бин Зайда, убившего одного мужчину из племени Джухайна: «Неужели же он произнёс: "Нет бога, кроме Аллаха", — а ты убил его?!» Усама ответил: «О Посланник Аллаха, поистине, он произнёс это только из страха перед (нашим) оружием!», на что он сказал: «А разве ты рассёк его сердце, чтобы узнать, говорило оно это или нет?!» (аль-Бухари; Муслим).
Кстати, поэтому мы и не должны обобщённо понимать те хадисы, где говорится о причинах страданиях покойников в барзахе (т.е. в ожидании Судного Дня). К примеру аль-Бухари и Муслим сообщили, что Пророк говорил: «Покойник в своей могиле страдает оттого, что кто-то громко рыдает над ним».
Все учёные Сунны сошлись на том, что Посланник Аллаха таким образом предостерёг нас от чрезмерного оплакивания наших родных после их смерти. Однако само это действие не является безусловной причиной их мук в могилах; к примеру, аль-Бухари внёс данный хадис в главу «О словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что покойник страдает из-за некоторых форм плача его семьи по нему — если это причитание входило в его обычаи». Ибн Хаджар прокомментировал так:
"Смысл этого состоит в том, что человеком, страдающим из-за некоторых форм плача его семьи по нему, является тот, кто (при жизни) был доволен таким поведением. ...поэтому Ибн аль-Мубарак сказал: «Если он при жизни запрещал им это, а они стали поступать так после его кончины, то он ничуть (не пострадает) от этого»" («Фатху-ль-Бари», 4/327).
Аналогичным образом, если этот человек перед смертью пришёл к выводу о том, что родные не должны истошно оплакивать его, но не смог донести до них эту мысль, то любой плач над его могилой уже не повредит ему.
Читайте также:
Хариджиты решают за Аллаха
Почему на покойнике проступают синяки?
Довод против хариджитов
О понятии «псы Ада»
О втыкании ветки в могилу мусульманина
Покаешься за грехи перед смертью?
И хвала Аллаху, Господу миров.