О захвате имущества
«Это незаконное присвоение человеком чужой собственности. Кто присвоил какую-то вещь, обязан вернуть это и выплатить компенсацию, если время нахождения этой вещи в его руках требует определённой оплаты. Также, если ей нанесён какой-то ущерб, он обязан компенсировать его.
Если похищенный невольник совершил преступление, то его похититель должен выплатить за это компенсацию – независимо от того, нанёс тот раб вред своему господину или постороннему человеку. Если же посторонний человек совершил преступление против раба, то господин вправе сам выбрать, с кого из двоих он потребует компенсацию – (с похитителя или с преступника).
Если же похищенное имущество каким-то образом приумножилось, то его следует вернуть вместе с прибавкой – независимо от того, связана она с ним или отделена. Если оно прибыло по одним показателям и убыло по другим, то похититель возвращает его с прибавкой – произошла ли она благодаря его действиям или нет – и попутно несёт ответственность за убыль. Если он смастерил из куска дерева дверь или превратил кусок железа в иглу, то обязан вернуть эту вещь вместе с прибавкой и также понести ответственность за убыль имущества – если оно убыло. Тот же принцип действует, если он похитил кусок хлопка и сделал из него пряжу, или пряжу, сделав из неё ткань, или одежду, выбелив, раскроив либо зашив её, или зёрна, превратив их в посевы, или косточки, превратив их в деревья, или яйцо, которое стало курицей. Если он похитил раба, и тот прибавил в телосложении или в знаниях, после чего эта прибавка исчезла, то обязан вернуть его и выплатить её стоимость.
Если украденное имущество испортилось или его невозможно вернуть, то похититель обязан выдать хозяину похожую вещь равного объёма или веса либо выплатить её стоимость – если похожей вещи не нашлось. Если же он способен её вернуть, то возвращает, а хозяин забирает всю стоимость похищенного имущества.
Если украденная вещь смешалась с другими вещами, которые не отличаются от неё по сути, то хозяин вправе выбрать любую из них. Если же она смешалась с вещами, которые принципиально отличны от неё, то хозяин забирает похожий предмет, какой он пожелает.
Если кто-то захватил чужую землю и засадил её посевами, то он вправе забрать их, вынув из почвы, и обязан вернуть сам участок, выплатив компенсацию за убытки (от возделывания земли) и стоимость аренды. Если же посевы взошли, то похититель вправе забрать эти растения и должен вернуть сам участок и стоимость аренды. Если же хозяин получил эту землю назад до сбора урожая, то он выбирает между тем, чтобы отдать урожай похитителю, который оплатит его стоимость, и выкупить все посевы за определённую цену.
Если некто похитил рабыню и совокупился с ней, зачав ребёнка, то он должен понести наказание, вернуть рабыню вместе с ребёнком и подарком, аналогичным махру, а также выплатить компенсацию за причинённый ей ущерб и стоимость её пользования. Если же он продал её, а покупатель совокупился с этой рабыней, не зная о том, что она похищена, то за это нужно отдать махр, оплатить стоимость ребёнка, если она родила его, и стоимость её пользования; все эти претензии хозяина покупатель возвращает к похитителю» («Умдату-ль-фикх» Ибн Кудамы, стр. 72).
Читайте также:
Дарение и завещание в Исламе
О вакфе
Об обмене и займе вещей
О нормах денежного займа
О целине и находке
Если похищенный невольник совершил преступление, то его похититель должен выплатить за это компенсацию – независимо от того, нанёс тот раб вред своему господину или постороннему человеку. Если же посторонний человек совершил преступление против раба, то господин вправе сам выбрать, с кого из двоих он потребует компенсацию – (с похитителя или с преступника).
Если же похищенное имущество каким-то образом приумножилось, то его следует вернуть вместе с прибавкой – независимо от того, связана она с ним или отделена. Если оно прибыло по одним показателям и убыло по другим, то похититель возвращает его с прибавкой – произошла ли она благодаря его действиям или нет – и попутно несёт ответственность за убыль. Если он смастерил из куска дерева дверь или превратил кусок железа в иглу, то обязан вернуть эту вещь вместе с прибавкой и также понести ответственность за убыль имущества – если оно убыло. Тот же принцип действует, если он похитил кусок хлопка и сделал из него пряжу, или пряжу, сделав из неё ткань, или одежду, выбелив, раскроив либо зашив её, или зёрна, превратив их в посевы, или косточки, превратив их в деревья, или яйцо, которое стало курицей. Если он похитил раба, и тот прибавил в телосложении или в знаниях, после чего эта прибавка исчезла, то обязан вернуть его и выплатить её стоимость.
Если украденное имущество испортилось или его невозможно вернуть, то похититель обязан выдать хозяину похожую вещь равного объёма или веса либо выплатить её стоимость – если похожей вещи не нашлось. Если же он способен её вернуть, то возвращает, а хозяин забирает всю стоимость похищенного имущества.
Если украденная вещь смешалась с другими вещами, которые не отличаются от неё по сути, то хозяин вправе выбрать любую из них. Если же она смешалась с вещами, которые принципиально отличны от неё, то хозяин забирает похожий предмет, какой он пожелает.
Если кто-то захватил чужую землю и засадил её посевами, то он вправе забрать их, вынув из почвы, и обязан вернуть сам участок, выплатив компенсацию за убытки (от возделывания земли) и стоимость аренды. Если же посевы взошли, то похититель вправе забрать эти растения и должен вернуть сам участок и стоимость аренды. Если же хозяин получил эту землю назад до сбора урожая, то он выбирает между тем, чтобы отдать урожай похитителю, который оплатит его стоимость, и выкупить все посевы за определённую цену.
Если некто похитил рабыню и совокупился с ней, зачав ребёнка, то он должен понести наказание, вернуть рабыню вместе с ребёнком и подарком, аналогичным махру, а также выплатить компенсацию за причинённый ей ущерб и стоимость её пользования. Если же он продал её, а покупатель совокупился с этой рабыней, не зная о том, что она похищена, то за это нужно отдать махр, оплатить стоимость ребёнка, если она родила его, и стоимость её пользования; все эти претензии хозяина покупатель возвращает к похитителю» («Умдату-ль-фикх» Ибн Кудамы, стр. 72).
Читайте также:
Дарение и завещание в Исламе
О вакфе
Об обмене и займе вещей
О нормах денежного займа
О целине и находке