russ_muslim (russ_muslim) wrote,
russ_muslim
russ_muslim

Categories:

Пьянство в царской России накануне её краха

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Некоторые «ватники», грудью защищающие честь России везде, где надо и не надо (помните анекдот: «А нехай клевещут!»?), не хотят верить в то, что русская деревня во времена последних царей тихо спивалась и разлагалась. Зачем нищим крестьянам тратить деньги на такой дорогой товар, как табак и водка? Эх, вашу бы трезвую логику да миллионам российским алкашей!

Поэтому сегодня я хотел бы поговорить подробно о проблеме пьянства в Российской империи конца 19-го – начала 20-го веков, а также о человеке, который боролся с этим злом. За что был предан анафеме, а затем по настоянию духовенства заточён в Суздальскую тюремную крепость при Спасо-Ефимьевском монастыре.

"В конце ноября 1910 года министр внутренних дел и статс-секретарь Пётр Столыпин получил прошение от крестьянина Самарской губернии Иоанна Чурикова, проживающего в Санкт-Петербурге. Проситель сообщал о том, что пристав 4-го участка города повелел закрыть духовно-нравственные беседы в Обществе трезвенников, которые проводил Чуриков, и доказывал необходимость продолжения своей деятельности «на пользу погибшему от пьянства народу».

Трудно сказать, насколько точные сведения о Чурикове представили министру его подчинённые. Даже в настоящее время мало что твёрдо известно о «братце Иоанне», как почтительно называли в народе этого человека, боровшегося с массовой алкоголизацией населения в конце ХIX – начале ХХ века. Даже годом его рождения одни считают 1861, а другие 1862 год. Те, кто придерживается первого мнения, в январе 2011 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира провели в Санкт-Петербурге при приходе Феодоровской иконы Божией Матери конференцию, посвящённую 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Чурикова. Е. Бажанов, саратовский литератор, который первым попытался в мирской печати дать разностороннюю оценку этому человеку в 90-х годах прошлого века, утверждал, что Иван Алексеевич родился в 1862 году. В таком случае 150-летний юбилей Чурикова приходится на нынешний год и совпадает с таковым Столыпина.

Противоречивы сведения о занятиях Ивана Алексеевича до ухода его из Самары в Санкт-Петербург. Одно ясно, что занимался торговлей, показал деловую хватку, но личная беда – болезнь и смерть любимой жены выбили его из торгово-промышленной стези. Он ударился в запой и пропил значительную часть своего имущества. Его тётка-монахиня и дядя-миссионер помогли ему выйти из этого пагубного состояния. После этого, познав на личном опыте тяжкую хватку пьянства, Иван Алексеевич решил помогать ближним преодолевать этот недуг.

Его порыв совпал с важной тенденцией в общественном сознании. Представители интеллигенции Российской империи, которые пристально следили за развитием страны и мировыми тенденциями, пришли к выводу, что серьёзной помехой дальнейшему прогрессу России становится алкоголизация населения. В 1912 году киевский профессор-психиатр И.А. Сикорский, отец выдающегося авиаконструктора И.И. Сикорского, в течение многих лет изучавший этот феномен, издал брошюру «Надвигающийся великий кризис от вина». Он считал, что ускоренная алкоголизация населения России произошла в 50-80 годах XIX века, особенно после Крымской войны 1853-1856 годов. Сначала народ спаивали откупщики, затем после реформы 1861 года на рынок было выброшено огромное количество дешёвой водки. В 80-е годы, по мнению И.А. Сикорского уже определились последствия алкоголизации – «увеличение числа помешанных и усиление алкогольной заболеваемости среди женщин».

«По размерам хронических заболеваний от вина, – писал врач-психиатр, – русская женщина стоит впереди французской, австрийской, швейцарской и немецкой женщины (немку необходимо признать самой трезвой женщиной в Европе)».

Отмечая, что алкоголизация матерей скажется на здоровье будущих поколений, И.А. Сикорский уделил особое внимание и другому «опасному последствию» пьянства, а именно, – «в последние 10-20 лет» «понижению нормальной трудоспособности населения». «Ежедневная выпивка или прогульные дни, – утверждал он, – препятствуют работному усовершенствованию, даваемому постоянством труда, и держат работника в состоянии упорной рутины».

Киевский профессор полагал, что от решения алкогольной проблемы зависит судьба Российской империи в мире. Он писал:

«Существует серьёзное опасение, что на международном рынке, на всемирной арене трудового состязания народов, русский работник, всё равно – интеллигент или простой рабочий, обнаружат меньшие рабочие достоинства – в зависимости от алкоголизации, сделавшейся наследственным и упрочившимся злом в стране. А о моментах боевого столкновения народов, когда физическое и нравственное напряжение соперников достигает крайних пределов – об этих моментах страшно и подумать! На весах исторических судеб учитывается каждый утраченный атом души! Всякое понижение народного труда и энергии, хотя бы и кратковременное, опаснее всяких экономических и финансовых кризисов».

Брошюре И.А. Сикорского, поставившего вопрос ребром, предшествовали выводы 1 съезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию, состоявшемуся в 1889 году. На съезде зашла речь о работе ремесленных мастерских и такая обнаружилась картина:

«Мастерская работает не тогда, когда нужно работать, по случаю накопления срочных заказов, а когда желают рабочие, на короткое время отрезвившиеся от постоянного пьянства, постоянного разгула. Подмастерья, предаваясь постоянному разгулу, занимаясь делом урывками, не могут совершенствоваться в ремесле, и потому хорошо знающие своё дело подмастерья делаются редкостью.

Пьянство, дошедшее до такой степени, когда человек пропивает от себя всё до последней рубахи и затем ворует, что попадается под руку, чтобы стащить в трактир; самые грубые, порочные развлечения; отсутствие хотя бы малейшего сознания своих обязанностей; в высшей степени недобросовестное отношение к своей работе; леность и привычка кочевать от хозяина к хозяину, не задумываясь о будущем; всё это вошло в кровь и обычаи подмастерьев, развращая из поколения в поколение класс ремесленных рабочих. Зло приняло слишком большие размеры».

Высочайше утверждённое Общество для развития русской промышленности и торговли, возникшее в 1867 году, пыталось по-своему бороться с «расстройством народного труда»: предложениями о совершенствовании законодательства о рабочих и ограничении рабочего дня, привлечением самих ремесленников к надзору за ремесленными заведениями. Но оставалась потребность, которую удовлетворил своей проповеднической деятельностью именно Иван Алексеевич Чуриков. Об этой потребности так сказал представитель ремесленников г-н Сальников, выступая на 1 съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию:

«Для поднятия нравственности и упорядочения отношений между ремесленниками необходимо развитие грамотности в подрастающем поколении, нужно живое слово любви и участия, а не палка или розга, нужны объяснения различия добра и зла, хорошего и доброго от дурного, нужно укоренение в юном сознании превосходства первого над вторым...»" Окончание здесь

Читайте также:

Русская деревня накануне краха Российской империи
Свинина в христианстве: логика фарисеев

И хвала Аллаху, Господу миров.
Tags: История, Неисламские религии, Христиане, Царская Россия
Subscribe

  • Совесткая армия и насилие над немками

    Пробежал глазами по электронному тексту книги Марты Хиллерс «Женщина в Берлине», которую Абаканский городской суд Хакасии на днях внёс в список…

  • О войнах, военной службе и военных победах

    Почему я вновь и вновь возвращаюсь к этой теме? Да потому, что основной религией «русского мира» сегодня являются не христианство и даже не культ…

  • О географических открытиях

    На днях мне пришёл на ум такой вопрос: почему мусульмане не были причастны к Великим географическим открытиям Нового времени? Почему арабские и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment