russ_muslim (russ_muslim) wrote,
russ_muslim
russ_muslim

Categories:

Дозволено ли заключать брак на расстоянии?

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Для начала процитируем слова шейха Ибн Джибрина (да помилует его Аллах):

"Вопрос:

Мы просим Ваше превосходительство поговорить о широко распространённом ныне явлении – браке, (заключаемом) через средства информационной (связи), разделяющиеся на несколько видов: Интернет, телефон и страницы журналов. Разъясните нам подробно, а мы вскоре опубликуем это.

Ответ:

Основой в заключении брака является присутствие жениха, опекуна (невесты) и свидетелей; происходят устные предложение и принятие его там, где оба свидетеля слышат это и подтверждают то, что слышали. В заключении же брака посредством веб-сети нет присутствия (людей), даже если возможно услышать (их); однако эта картина, подобная (реальной) встрече. Поскольку это является новинкой, о которой не знали первые поколения (мусульман), то они ничего не говорили об этом. То же самое (касается) и заочных бесед, будь они посредством телефона или посредством оповещения – слышимого, видимого (т.е. писем – rm) и тому подобного; (праведные предки) тоже не говорили об этом.

Мы видим, что здесь не осуществляется условие (брака), ибо факыхи упомянули о том, что (для этого) необходимо присутствие четырёх: опекуна, жениха и двух свидетелей. Известно, что при заочной беседе не реализуется присутствие (людей) и собрание (их в одном месте); то же самое будет и при отправке утверждения или признания (брака) через факс и тому подобные (средства). В этом отсутствует как наличие (людей), так и выслушивание (их слов), которое требуется (для этого). Есть опасность того, что эти (послания) могут быть подделкой и обманом, поэтому очевидно, что заключение (брака) с помощью этих средств не является правильным.

Однако факыхи упомянули дозволенность поручительства, когда жених назначает своим доверенным того, кто примет от него законные полномочия после предложения (невесте), или опекун назначает своим доверенным того, кто признает (брак законным). Тогда опекун говорит: «Я выдаю замуж за поручившего тебе такого-то свою дочь такую-то» или говорит поручитель опекуна: «Я выдаю замуж за тебя дочь поручившего мне – такую-то, дочь такого-то». Если произошло принятие (предложения), то заключение (брака) состоялось. Предоставлять же полномочия разрешено через телефон – когда опекун связывается со своим братом или родственником и говорит: «Я поручаю тебе соединить браком такого-то с моей дочерью такой-то» или жених связывается с кем-то и делает его своим доверенным, говоря: «Ты – мой поручитель в заключении (брака) с такой-то дочерью такого-то» и наблюдает за этим" (взято отсюда).

Доктор Абдулла бин Абди-ль-Азиз аль-Джибрин, профессор Университета имени короля Сауда в эр-Рияде (не путать с шейхом Ибн Абди-р-Рахманом аль-Джибрином) разрешил заключать шариатский брак вдали от свидетелей и опекуна – при условии, что они видят и слышат всё происходящее в режиме реального времени:

«Дозволено правильное заключение брака одновременно с взаимной удалённостью мест нахождения жениха, опекуна и свидетелей – путём (общения) через всемирную сеть [Интернет]. Все стороны, заключающие (брак) и свидетели могут участвовать в едином собрании, даже если в реальности они удалены друг от друга. Делают предложение, тотчас же следует его принятие, а свидетели видят опекуна и жениха и в то же время слышат речь их обоих; такое заключение (брака) является правильным ввиду отсутствия возможности для подтасовок или слепого доверия голосам» («Шарху умдати-ль-фикхи ли-ль-Муваффакы Ибни Кудама», 2/1248).

Шейх аль-Мунаджид привёл мнение Ибн База в ответе на следующий вопрос:

«Я хочу заключить брак с девушкой, но её отец находится в другой стране, и я не могу сейчас отправиться к нему для того, чтобы мы встретились – по причине недостатка материальных средств. Можно ли мне позвонить её отцу и он мне скажет: “Я выдаю замуж мою дочь такую-то”, и я скажу, что я принимаю брак, и там будут два свидетеля мусульманина, которые будут слышать наши слова через громкоговоритель; будет ли это законный брак?»

Шейх Ибн Баз ответил на это:

«Если то, что упомянуто, является правдой (т.е. нет никакой подтасовки, игры и обмана), то этого будет достаточно для наличия условий шариатского брака, и он будет достоверным» («Ислам: вопрос и ответ», ответ № 2201).

Единогласия улемов в этом вопросе нет; к примеру, Постоянная Комиссия по научным исследованиям и выдаче фетв считает, что браки не должны заключаться посредством телефона (см. «Фатава-ль-ляджнати-д-даима», 18/91).

Важно помнить и о том, что брак возлагает на мужчину огромную ответственность перед Всевышним Аллахом (см. Проблемы в семьях мусульман); если он сосватался к женщине, находясь вдалеке от неё, то обязан до брака отправить к ней поручителя, как это сделал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Она (Рамля Умм Хабиба) предпочла довольство Аллаха, могуч Он и почтенен, всему остальному и решила оставаться в Эфиопии до тех пор, пока Всевышний Аллах не пошлёт ей избавление.

<...>

В одно прекрасное в своём ослепительном сиянии утро в её дверь постучались. Отворив дверь, она с изумлением увидела на пороге служанку негуса, которая поприветствовала её и сказала ей:

– Поистине, царь передаёт тебе приветствие миром и говорит тебе о том, что Мухаммад – Посланник Аллаха – посватался к тебе и доверил ему заключить ваш брак. Сделай же своим представителем, кого пожелаешь.

Умм Хабиба очень обрадовалась и воскликнула:

– Да обрадует тебя Аллах добром! Да обрадует тебя Аллах добром!

А потом сказала:

– Я назначаю своим представителем Халида бин Са'ида бин аль-'Аса, он самый близкий ко мне из всех людей в этих землях.

Во дворце негуса собрались сподвижники (Пророка), чтобы наблюдать за заключением брака Умм Хабибы и Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда они закончили собираться, негус восхвалил и восславил Аллаха, после чего сказал:

– Далее... Поистине, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) потребовал от меня выдать за него замуж Рамлю бинт Аби Суфьян, и я исполнил то, что он требовал. Я дарю ей в виде махра от его имени четыреста золотых динаров, согласно Сунне Аллаха и Его Посланника.

Потом поднялся Халид бин Са'ид бин аль-'Ас, восхвалил Аллаха, попросил у Него помощи и призвал благословение и мир на Его Пророка, после чего сказал:

– Далее... Я исполнил требование Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и выдал за него Рамлю бинт Аби Суфьян, уполномочившую меня на это. И да сделает Аллах его жену благодатной для Своего Посланника и пусть Рамле пойдёт на пользу то благо, которым осчастливил её Аллах» («Суварун мин хаяти-т-таби'ин» Абду-р-Рахмана Рафата аль-Баши, стр. 438-439).

Сразу после брака Умм Хабиба отправилась к мужу вместе с другими возвращенцами из Эфиопии (для чего негус снарядил два корабля), так как супруги в Исламе не вправе надолго покидать друг друга. Если муж без уважительной причины отсутствует более 6 месяцев (срок, с которым согласились большинство учёных), то жена вправе требовать от него развода или расторжения брака через шариатский суд. Как говорил Ибн Кудама:

"Если (муж) покинул свою жену по уважительной причине и нужде, то он лишил её права на то, чтобы делиться с ней (имуществом) и вступать в интимную близость. Поэтому не является действительным брак отсутствующего, если он оставил женщину без материального обеспечения и если у него нет помех к возвращению. Поистине, Ахмад пришёл к (мнению о том), что предельная длительность его (поездки равна) шести месяцам. Его спросили: «На какой (срок) мужчина может покинуть свою жену?» Он сказал: «На шесть месяцев, (после чего) ему пишут письмо (с просьбой вернуться). Если же он отказался возвращаться, то судья разлучает их обоих»" («аль-Мугни», 7/232).

Читайте также:

Любовь ради Аллаха
Грех прелюбодеяния

Да укрепит Аллах наши семьи, и хвала Аллаху, Господу миров.
Tags: Грехи и заблуждения мусульман, Красоты Ислама, Праведные предки, Семья в Исламе, Фикх
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments