Некоторые учёные полагают, что любая болезненная потеря сознания или разума снимает с мусульманина обязанность возмещения молитв. Как передал Ибн Абди-ль-Барр:
"Малик от Нафиа (сообщил), что Ибн Умар потерял сознание и ушёл его рассудок, но он не восполнил (пропущенную) молитву.
<...>
Ибн Аби Шейба упомянул: ...нам рассказал Язид об Аммаре бин Ясире, что тот пробыл без сознания (в течение) полуденной, предвечерней, закатной и вечерней молитв, затем очнулся в некотором часу ночи и восполнил их.
... а Имран бин аль-Хусайн сказал: «Потерявший сознание возмещает все намазы».
Малик, аш-Шафи'и и их сторонники пришли (в этом вопросе) к пути Ибн Умара. Таким же было мнение Тавуса, аль-Хасана (аль-Басри), Ибн Сирина, аз-Зухри, Раби'а, Яхьи бин Са'ида аль-Ансари, и об этом сказал Абу Саур.
<...>
Абу Ханифа и его приверженцы сказали: поистине, потерявший самочувствие на день и ночь восполняет (пропущенные обязательные молитвы), а потерявший его на более долгий (срок) не восполняет. Тому, кто пробыл без сознания день и ночь, они придали статус спящего, а тому, кто пробыл без сознания дольше – статус безумца, над которым поднято перо (записи деяний).
<...>
Убайдулла бин аль-Хасан сказал: потерявший самочувствие подобен спящему и возмещает все намазы за дни бессознательного состояния. Об этом же говорил Ахмад Ибн Ханбаль и таковы слова Ата бин Аби Рабаха" («аль-Истизкяр аль-джами'у ли-мазахиби фукахаи-ль-амсар», 1/61).
Золотая середина в этом вопросе, очевидна, близка к мнению ханафитов. Вот для примера фетва шейха Ибн База (да помилует его Аллах).
«У меня есть жена, которая пострадала в аварии и впала в кому, длившуюся месяц и 5 дней. Ещё три месяца она сидела, будучи не в состоянии совершать намаз полностью. Разъясните нам, что ей надлежит (делать), да вознаградит Вас Аллах добром?
Ответ:
Хвала Аллаху. Верное мнение – что не следует возмещать (пропущенные молитвы) тому, кто пострадал в аварии, потеряв из-за этого сознание. Такой относится к категории безумцев и калек, для которых не (предписано) возмещение. Поэтому, если срок (бессознательного состояния) тянется долго, то (пострадавший) становится подобен безумцу и калеке и не обязан восполнять (молитвы). Это – самое правильное из высказываний учёных. Что же насчёт комы в течение двух-трёх дней, то такой подобен спящему или упавшему в обморок, поэтому он восполняет (пропущенные намазы). Передаётся от некоторых сахабов, что они теряли сознание на короткий срок – как один, два или три дня – и восполняли (молитвы)» (оригинал здесь).
Читайте также: Кто те, которые не молятся?
И хвала Аллаху, Господу миров.